Методика Дистанции
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Сегодня подобный подход называется коучинг. Но Дистанция в Синтоне работала уже в 2000 году, то есть была разработана в синтон-подходе еще тогда, когда коучинга в России не было. Методика Дистанции уникальна, и именно на Дистанции были воспитаны те, кто сегодня стоит у руководства Синтона, кто являются лучшими синтоновскими тренерами, а это — лучшие тренеры России.
Дистанция — уникальный инструмент достижения целей. Дистанция органично вписывается в повседневную жизнь, это тренинг, который гибко подстраивается под цели участников. Упражнения Дистанции обкатываются в реальной жизни участников и могут изменяться вместе с изменением их планов. Методика универсальна для всех, но у каждого человека Дистанция будет своя.
Программа Дистанции напоминает школу с гибкой программой. С одной стороны, на Дистанции есть База: совокупность упражнений, обязательных для всех.
Древние греки были убеждены, что каждый человек должен уметь читать, писать и плавать. Дистантники убеждены, что каждый развитый человек должен наладить учет времени и здоровый образ жизни, навести порядок в своих финансах, освоить Тотальное Да, чтобы научиться слышать разумное в словах собеседника, и перейти в позицию Автора, чтобы проблемы заменить задачами, жить в режиме внутреннего Хорошо, стать эффективным и любящим человеком.
База — это пять уровней, на каждом уровне — четыре упражнения: три основных (рабочих) и одно вспомогательное, где происходит разведка, подготовка к будущей работе. Базовые упражнения первого уровня — Убираю Нетки, Здоровый сон и Ошибочка, в качестве разведки предлагается наблюдать свои эмоции (Дневник эмоций). Второй уровень — Тотальное Да, Королевская осанка, Не играю Жертву, в разведку дается «Осмысленность речи». И так далее, смотри рисунок.
Ключевые моменты методики — состав упражнений, последовательность упражнений, организация разумной нагрузки, организация эффективной самостоятельной работы при отработке упражнений и общей работы на еженедельных встречах.
Состав упражнений. Основные требования к упражнениям Дистанции — простота выполнения, высокая результативность и наблюдаемость (объективность) результатов. Лучшее упражнение то, которое можно освоить за неделю, получить реально радующие результаты и подтвердить выполнение упражнения со стороны значимых окружающих. Наблюдаемость полученных результатов обычно продумывается заранее при формулировании ОЗР: объема запланированного результата.
Последовательность упражнений. Работа идет от простого к сложному, и освоение каждого упражнения должно помогать освоению следующего, более трудного. Многие из первоначальных упражнений важны не столько для жизни, сколько как подготовка для будущей успешной работы над собой. Исключительно важным оказывается умение не напрягаться при трудностях (держать расслабление), освоенность упражнения «Ошибочка», раскладывать сложную задачу на более мелкие и хвалить себя за мелкие достижения. Для многих людей некоторым неожиданно важным оказывается упражнение «Тотальное ДА», снимающее негативизм перед Надо и бессознательный импульс «Раз надо, то я не могу, не хочу и не буду».
Нагрузка на Дистанции. Слишком легкая работа расхолаживает, слишком большая нагрузка ведет к тому, что человек с Дистанции сходит. Часто дистантники хотят взять самые сложные задания — и побольше, задача ведущего сориентировать их на разумное количество упражнений (как правило, не более трех) и упражнений более простых: ощущение успеха создает базу для будущей эффективной работы. Бывает, что какие-то упражнения дистантник так или иначе уже делал, в связи с этим три упражнения берутся в разному статусе: одно в разведку, только присматриваясь к нему, одно в основную работу, делая именно на его упор, и одно для мягкой зачистки в фоновом режиме.
Например, первое задание можно ставить следующим образом. «Андрей, Люба, шлю четыре упражнения курса Дистанция. Предлагаю их начать с сегодняшнего вечера тем, что ложитесь сегодня максимально вовремя, с завтрашнего утра делаете пометки в дневнике эмоций: это можно делать и на листочках, можно скачать для айфона бесплатную программу Настроение, будет еще более удобно. Также с завтрашнего дня начинаются общие приседания за Нетки, при этом обратите внимание: просто приседать бессмысленно. Если внутри себя поставите себе задачу Нетки убрать — уберете быстро, если будете только в это играть, отбывая повинность — лучше этого не делать вообще, потому что результата не будет. Здесь возможна только честная работа, поэтому лучше взять полчаса и эти полчаса последить за собой честно, нежели целый день типа следили, а на самом деле голова была занята другим. Соберетесь — сделаете. Берите короткие отрезки времени, но в эти отрезки за собой следите как следует. Каждый раз работаем честно и каждый раз должен быть успех. Упражнение Ошибочка возьмете тогда, когда почувствуете его актуальность. В пятницу буду ждать короткого отчета, можно письменно, можно по скайпу. Успехов!»
Оптимально работать с несколькими упражнениями так, чтобы одно грузило голову, другое — тело, третье — душу. Например, упражнение для тела (Королевская осанка), для ума (Убираем нет-ки) и для души (Не играем Жертву). При этом каждый раз работа идет только с одним упражнением, например одно упражнение — в разведке, одно — в активной работе, как основное. А одно-два — фоновые, в доделке.
Оценка эффективности работы. Нет задачи работать много, есть задача работать эффективно. Чтобы отслеживать эффективность своей работы, каждую неделю работы на Дистанции дистантники могут поставить себе две оценки: «Как много я работал» и «Насколько большой я получил результат». Подробнее см.→
Самостоятельная работа дистантников. Все упражнения дистантники осваивают, тренируют, отрабатывают в своей обычной жизни. Работу дистантников организуют письменные контракты (обычно на месяц), ежедневные дневниковые записи, помощь напарников и еженедельные отчеты — письменные и устные на общей встрече. Со временем самостоятельную работу дистантников начинает организовывать упражнение Внутренний Шеф.
Общие встречи. Раз в неделю дистантники собираются на общую встречу, где происходит обмен успехами и постановка следующих задач. Обычный размер группы — до 10 человек. В группе не поощряется рассказ о трудностях и проблемах, дистантники учатся в первую очередь видеть успехи своей работы. Только если прямое решение не работает, дистантника в его работе что-то тормозит, несмотря на все его сознательные усилия, ведущий анализирует возможные скрытые проблемы и дает вспомогательные упражнения, решающие возникшие затруднения.
Защита выполненных упражнений происходит в первую очередь по факту признания окружающими должно уровня выполнения упражнения, нередко это расписки от сотрудников или свидетельства друзей и членов семьи.
Дистанция, как метод, имеет много общего с методами проектной деятельности: проблемы переводим в задачи, ставим цели, намечаем план, достигаем цели. Все упражнения дистантники осваивают, тренируют, отрабатывают в своей обычной жизни. Работу дистантников организуют письменные контракты (обычно на месяц), помощь напарников и еженедельные встречи в группе, где происходит обмен успехами и постановка следующих задач. В группе не поощряется рассказ о трудностях и проблемах, дистантники учатся в первую очередь видеть успехи своей работы. Только если прямое решение не работает, дистантника в его работе что-то тормозит, несмотря на все его сознательные усилия, ведущий анализирует возможные скрытые проблемы и дает вспомогательные упражнения, решающие возникшие затруднения. Защита выполненных упражнений происходит в первую очередь по факту признания окружающими должно уровня выполнения упражнения, нередко это расписки от сотрудников или свидетельства друзей и членов семьи.
В Дистанции можно разглядеть сходство с коучингом, но коучинг — только часть методики Дистанции. В коучинге всю основную работу проделывает сам клиент (сам ставит цели, сам ищет средства), коуч-консультант только поддерживает его в этой работе. Ведущие Дистанции в своей работе используют и коучинг, и менторинг — метод наставничества. Когда это необходимо, ведущий в качестве специалиста может давать дистантникам квалифицированные ответы на поставленные ими вопросы, подсказывать средства и методы для эффективного достижения результатов, оценивать качество выполнения упражнений и требовать их доработки до нужного уровня, ставить перед дистантниками вызовы: новые и трудные цели, на которые самостоятельно они могли бы не решиться.
Отношения дистантника и ведущего Дистанции — взаимный добровольный выбор. Дистантник выбирает следовать рекомендациям ведущего, если верит в его опыт и профессионализм, ведущий выбирает работать с дистантником, если видит, что тот работает честно и качественно, работает эффективно.