Нагрузка на Дистанции
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Работа на дистанции начинается со знакомства с упражнениями и составлением контракта на месяц. Традиционные вопросы: сколько упражнений брать и — каких? Часто дистантники хотят взять самые сложные задания — и побольше, задача ведущего сориентировать их на разумное количество упражнений (как правило, не более трех) и упражнений более простых: ощущение успеха создает базу для будущей эффективной работы. Бывает, что какие-то упражнения дистантник так или иначе уже делал, в связи с этим три упражнения берутся в разному статусе: одно в разведку, только присматриваясь к нему, одно в основную работу, делая именно на его упор, и одно для мягкой зачистки в фоновом режиме.
Если вы хотите заняться своей осанкой, очень трудно сразу сказать, сколько времени вы можете уделить этому упражнению. Если сегодня у вас экзамен, то вам вообще не до осанки. Если у вас выходной — тренироваться можете хоть целый день, но через некоторое время у вас заболит спина. Когда? Не известно, это зависит от вашей физической формы. Соответственно, первые несколько дней при освоении нового упражнения полезно изучить обстоятельства жизни и свои возможности: как легко или трудно пойдет упражнение, сколько и когда можно выделить на него времени.
После этапа разведки нужно перейти в режим активной работы: это режим, когда упражнение отрабатывается ударно, интенсивно, основное время и усилия уделяются выбранному упражнению.
Поставил задачу работать с осанкой — именно осанка в центре внимания. Хожу, разговариваю — все это фон, а главное, осанка — осанка. Осанка — основное упражнение.
В активный режим обычно ставят только одно-два упражнения: лучше сконцентрировать усилия и получить результат, чем брать на себя много, действовать разбросанно и в результате не выполнять своих обязательств.
В активном режиме мы не дожидаемся подходящей ситуации, а сами активно их создаем.
Подходящая ситуация может не подворачиваться долго, а за это время намерения что-то там осваивать — уже забылось... Если человек говорит: «Я на этой неделе работал с оправданиями. В понедельник и во вторник я был дома и ни с кем не общался, поэтому поводов для оправданий не было, а вот в среду произошла подходящая ситуация. Тогда я вспомнил об отказе от оправданий и разговор прошел в новом ключе, очень успешно!» — это слабая работа. Одна рабочая ситуация за неделю — очень мало. Работаешь как следует — значит, работаешь ежедневно и при необходимости сам создаешь ситуации, когда отрабатываемый навык окажется актуальным.
Когда упражнение в целом отработано, возникает задача привыкания к нему, встраивания в свою жизнь, дотачивание деталей. Это удобнее делать уже в фоновом режиме, когда выбранное упражнение и нарабатываемый навык переводятся в фон, на второй план.
За осанкой слежу, но она уже на втором плане. Занимаюь своими делами, а параллельно этому слежу и за осанкой. Вечером — отчет.
Время работы над упражнением — вопрос индивидуальный, но в среднем от недели до месяца. Один из вариантов: пару дней разведка, неделя активной работы как с основным упражнением, пару недель — закрепление навыка в фоне.
Оптимально работать с несколькими упражнениями так, чтобы одно грузило голову, другое — тело, третье — душу. Например, упражнение для тела (Королевская осанка), для ума (Убираем нет-ки) и для души (Не играем Жертву). При этом каждый раз работа идет только с одним упражнением, например одно упражнение — в разведке, одно — в активной работе, как основное. А одно-два — фоновые, в доделке.
Любопытно, что именно навык и привычку жить в конструктивном напряжении многие дистантники оценивают как одно из своих важнейших приобретений: «Оценивая суть Дистанции в вопросе ее влияния на меня, я положила на весы, с одной стороны — обретение целого ряда конкретных навыков, а с другой стороны — всего лишь единственного умения держать напряжение при освоении нового».