Этология и бихевиоризм: разные парадигмы в исследовании поведения

01 октября 2022 г. в 21:27

Автор статьи Марина Львовна Бутовская, адрес статьи Этология.ру

Этология и бихевиоризм: разные парадигмы в исследовании поведения

Этология как наука возникла и развивалась в постоянной дискуссии с бихевиоризмом. К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд постоянно подчеркивали, что поведение животных и человека имеет под собой биологические корни и основано на врожденных предрасположенностях. Сами предрас­положенности и пути их реализации в онтогенезё заложены в генетической программе вида, но их реализация происходит на базе взаимодействия индивида со средой и под воздействием внешних факторов. Этологи противопоставили концепцию врожденного и видоспецифичного парадигме бихевиористов, в которой формирование поведения объяснялось исключительно с позиций выработки условных рефлексов. Бихевиористы полагали, что любые навыки формируются на основе фиксации конкретной цепи физиологических действий.

Бихевиоризм как научное направление восходит к теории условных рефлексов И.П. Павлова, представленной им европейским коллегам на конгрессе 1906 г. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон и его последователи применили рефлекторные подходы к объяснению процессов научения у животных и человека [Watson, 1914; 1930]. Крайним выражением бихевиоризма является идея Б. Скиннера о том, что поведением животного можно полностью управлять, создав необходимый порядок подкреплений [Skinner, 1938]. Отрицание врожденной поведенческой программы наиболее ярко воплотилось в исследованиях по научению детей. В 70-е годы Б.Скиннер и его коллеги прямо заявили, что путем умелого манипулирования поощрениями и наказаниями абсолютно любое поведение человека может стать условным, закрепленным [Skinner, 1974].

Насколько популярной стала идея рефлекторного формирования поведения и как глубоко она утвердилась в науках о человеке, можно судить по высказываниям З. Кьюо, одного из американских психологов - сторонников концепции рефлекторного поведения, сделанных всего около тридцати лет назад [Кио, 1967]. Он заявлял, что даже при условии замены человеческого мозга на мозг шимпанзе, не произойдет никаких внешних изменений поведения, поскольку само тело на основе опыта и под влиянием уже сформированных условных рефлексов диктует мозгу, что нужно делать.

С точки зрения бихевиористов, при умелом воздействии на поведение можно вызывать его появление в нужном контексте и в нужное время.

Этологи придерживались иных представлений, отмечая, что внутренние побуждения могут находить выход и спонтанно, без внешнего стимула. Вторым принципиальным отличием бихевиоризма от этологии является полное пренебрежение идеей об адаптивности поведенческих стратегий (этологи настаивали на том, что многие аспекты поведения имеют реальную ценность для выживания вида). Возражая против бихевиористского подхода в изучении поведения, этологи показали, что далеко не все виды активности можно модифицировать путем подкрепления. Ряд поведенческих характеристик остаются устойчивыми, несмотря на все попытки экспериментаторов сформировать у подопытных животных новую модель поведения [Мак-Фарленд, 1988].

Научение обеспечивает виду приспособленность к реальным условиям среды, в этом аспекте последствия научения адаптивны и повышают приспособленность особи в конкретных условиях среды. Если действия среды постоянны и неизменны (например, действие сил гравитации, су­точные колебания света и темноты или сезонные колебания среды), научение не является необходимым. Реакция животных на такие колебания является жестко запрограммированной. Научение может происходить в определенные, четко фиксированные периоды онтогенеза, и такие чувствительные периоды являются видоспецифической врожденной характеристикой, относительно независимой от индивидуальной изменчивости. Способность детей к освоению языка прослеживается в возрасте от двух до семи лет и не зависит от того, какой, собственно, язык дети вокруг себя слышат.

Наконец бихевиористы и этологи различались принципиально самой схемой и целями исследований. Для этологов было очевидным, что наблюдение и описание должно предшествовать анализу поведения, что понять функции поведения можно только путем наблюдения за естественным поведением вида в естественных для него условиях обитания. Для бихевиористов основная задачаза заключалась в исследовании путей и метопов, с помощью которых поведение можно формировать и моделировать по намеченному заранее плану.

Этологи с самого начала выступали как оппоненты бихевиоризма. Это объяснялось целым рядом обстоятельств, прежде всего несовпадением базовых установок и подходов. Перечислим ниже основные различия этологии и бихевиоризма.

  1. Объект исследования этологов - внешние проявления поведения и детальное описание процесса действий и взаимодействий между индивидами. Бихевиористы же концентрировались на непосредственной связи между стимулом и реакцией и не рассматривали поведение как сложную многоуровневую систему [Lorenz, 1471].
  2. Уже ранние этологи настаивали на необходимости проведения исследований в естественной для данного вида среде обитания или в условиях неволи, максимально приближенных к естественным. Для бихевиористов ведущим методом исследований являлись лабораторные эксперименты.
  3. Если этологи доказывали необходимость сравнительных исследований, обращая внимание на видоспецифичность репертуара поведения и возможность реконструкции путей эволюции конкретного поведенческого комплекса на основе сопоставления моделей поведения у родственных видов, то Бихевиористы предпочитали работать с несколькими видами лабораторных животных, мотивируя это тем, что процессы научения у всех животных сходны.
  4. Интересы этологов всегда были достаточно широкими. Это и теория коммуникации, сформулированная в работах К.Лоренца, и основы анализа социального поведения, развитые в трудах Н. Тинбергена.

Кредо этологии и ее основные задачи наиболее четко сформулированы Н. Тинбергеном под названием «Четыре почему»:

1) анализ непосредственных причин, порождающих конкретный тип поведения, и его физиологических основ;

2) функция данного поведения и его роль в жизни животного (обеспечение приспособленности);

3) изучение путей формирования разных форм индивидуального и социального поведения в онтогенезе (взаимодействие генетических и средовых факторов в развитии особи);

4) эволюционное происхождение данной формы поведения (эволюционная история вида и пути приобретения данного видового признака в филогенезе). Бихевиористы преимущественно исследовали процессы научения и пытались разрабатывать методы целенаправленного формирования поведения в онтогенезе.

  • Этология
  • Автор М.Л. Бутовская
  • Кросс-культурные исследования

Комментарии (1):

Гость, 20 декабря 2017 г. в 16:36

Отличная статья!

Материалы по теме:

Картинка к "Агрессия и урегулирование социальных отношений в коллективе"
01 окт. 2022 г.
Проблемы агрессии и ее урегулирования в обществе постоянно занимают специалистов в области наук о поведении. Этологи - не исключение из этого правила. Именно они в последние годы наиболее активно занимаются поиском общих механизмов поддержания социального равновесия в группе. Важнейшим вопросом является анализ поведенческих взаимодействий, происходящих сразу после конфликтов. В частности, этологи, применяя эволюционный подход, пытаются ответить на вопрос, почему люди примиряются. Существуют две основные гипотезы, объясняющие функциональные аспекты пост-конфликтого аффилиативного поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Амбивалентность человеческого поведения"
01 окт. 2022 г.
Недоверие к незнакомцам представляет собой одну из поведенческих универсалий.Негативная реакция (страх) по отношению к незнакомцу появляется у детей в возрасте 5-6 месяцев и описана во многих культурах.
Картинка к "Этология человека: кросс-культурные исследования"
01 окт. 2022 г.
Поведение человека может являть собой ритуализованные действия. Часть из них имеет филогенетическую природу, другая является следствием культурной традиции. Большая часть ритуалов возникла как способ предотвращения агрессии, умиротворения и примирения и многие ведут свое происхождение от прямого выражения угрозы. Цель ритуалов в этом случае - направить агрессию в безопасное русло.
Картинка к "Этология человека: предмет и задачи исследования"
01 окт. 2022 г.
Что такое этология человека? И. Айбл-Айбесфельдт исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы , приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.
Картинка к "Этология детства"
01 окт. 2022 г.
В 60-е были проведены первые этологические исследования поведения детей. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю
Картинка к "Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка"
01 окт. 2022 г.
Второй пример этологического анализа детского поведения - работа М. Боултона и П. Смита [Boulton, Smith, 1992]. Эти авторы анализируют природу игровой борьбы и игры-преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Боултон и Смит считают, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре.
Картинка к "Поведение как система"
01 окт. 2022 г.
Центральным свойством системы поведения является упорядоченное взаимодействие ее компонентов для достижения конечной цели. Взаимосвязь обеспечивается с помощью цепей переходов между элементами и может рассматриваться в качестве специфического этологического механизма функционирования этой системы.