Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка

01 октября 2022 г. в 21:30

Автор: М.Л. Бутовская, этолог

Источник: Этология.ру

Второй пример этологического анализа детского поведения — работа М. Боултона и П. Смита [Boulton, Smith, 1992]. Эти авторы анализируют природу игровой борьбы и игры-преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Боултон и Смит считают, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре. Воздействие мужских половых гормонов на плод приводит к тому, что в раннем детском возрасте мальчики получают больше удовольствия от грубой игры, чем девочки. Воздействие мужских половых гормонов на женский плод существенно ниже, отсюда следует и меньшая заинтересованность девочек в грубой игре. Показательно, что девочки, испытавшие сильное воздействие андрогенов в пренатальный период, чаше демонстрируют повышенную физическую активность и предпочитают мальчишеские игры, в том числе и игровую борьбу [Моnеу, Ehardt, 1972].

Предположение о том, что более высокий уровень грубой игры у мальчиков — результат направленного воспитания со стороны родителей, не находит реального подтверждения. Наблюдения за детьми в возрасте от 20 до 24 месяцев в домашних условиях (всего исследовано 12 мальчиков и 12 девочек) показали, что родители примерно с одинаковой частотой реагируют положительно на грубую игру детей обоих полов [Fagot, 1978]. Избирательное стимулирование грубой игры у мальчиков может происходить в более позднем возрасте — после трех лет, когда отчетливо прослеживается рост частоты грубой игры отца с сыновьями. С другой стороны, такая стимуляция со стороны родителей может являться ответной реакцией на более выраженный интерес мальчиков к игровой борьбе по сравнению с нормальными девочками (вспомним о связи между мужскими половыми гормонами и ориентацией на большую физическую активность).

Вторым важным механизмом в формировании моделей поведения (грубой игры в данном случае) является подражание и усиление. Наблюдения за двумя общинами, говорящими на языке запотек в Мексике, показали, что модели агрессивного и дружелюбного поведения в значительной мере передаются от поколения к поколению, и их проявление регулируется взрослыми [Fry, 1987]. Если взрослые (прежде всего родители) применяют физические наказания для контроля поведения детей, то такая модель поведения усваивается в процессе воспитания [Bandura, 1973]. Как было показано на примере общин Ла Пас и Сан Андрес [Fry, 1994], родители из более миролюбивого сообщества реже применяли физическое наказание к детям, но чаще прибегали к методам устного убеждения и пояснения. Жители из мирного сообщества Ла Пас неодобрительно относились к агрессии у детей и даже грубую игру считали явлением негативным. Напротив, родители из общины Сан Андрес, хоть и не одобряли агрессию между детьми, но полагали, что она является неизбежной и составляет часть детской природы. Одна из местных женщин, наблюдая, как сыновья бросались друг в друга камнями, мимоходом заметила «Мальчики всегда дерутся». Наблюдения за детьми в возрасте от трех до восьми лет показали, что в Сан Андрес дети дерутся в два раза чаще. Модель, которую демонстрируют дети, зеркально отражает поведение родителей. По наблюдением того же исследователя, жители Ла Пас были менее склонны к физическим агрессивным контактам, а если начинали драться, то были способны вовремя сами остановиться, не дожидаясь, когда их растащат окружающие. Способность осваивать социальные модели поведения в раннем детстве и формировать адекватный стиль общения — важнейшая, этологическая универсалия. Аналогичные процессы действуют и в сообществах у общественных животных. Детеныши перенимают стиль поведения окружающих и их жизненный успех во многом этим обусловлен. Хотя набор элементов поведения (этограмма) — характеристика видоспецифическая, контекст использования конкретного элемента и eгo частота могут сильно варьировать в зависимости от социального опыта и социального окружения. Ваал и Йоганович показали, что уровень примирения у подростков одного вида макаков (макаков резусов) можно сильно модифицировать (повысить), если воспитывать их в группе подростков другого вида (макаков бурых), отличающегося более высокой социабильностью, повышенной социальной терпимостью и выраженной ориентацией на поддержание социальной стабильности [Waa1, Johanowicz, 1993].

Дети способны распознавать враждебные и игровые намерения партнера и редко путают грубую игру и настоящую агрессию. Этому способствуют разные мимические выражения, сопровождающие ту и другую активность (улыбка и смех в случае игры, нахмуренные брови и пристальный взгляд в агрессивном контексте).

Грубая игра, по-видимому, встречается во всех человеческих обществах. Она могла возникнуть в эволюции человека как поведение, позволяющее уже с раннего возраста тренировать навыки, необходимые в ситуации внутривидовых агрессивных контактов. Реверсия ролей, своего рода «поддавки», когда противники меняются ролями, отмечается у разныx видов приматов (гусаров, павианов, гиббонов), равно как и у детей из разных культур (английской, американской, запотеков Мексики). Возможно, важной функцией грубой игры является формирование навыков кооперации и компромисса, позволяющих получать выгоду от такой тренировки обоим партнерам.

Файлы:
  • Этология
  • Личностные игры
  • Детская дружба
  • Детская агрессия
  • Автор М.Л. Бутовская

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Агрессия и урегулирование социальных отношений в коллективе
Проблемы агрессии и ее урегулирования в обществе постоянно занимают специалистов в области наук о поведении. Этологи — не исключение из этого правила. Именно они в последние годы наиболее активно занимаются поиском общих механизмов поддержания социального равновесия в группе. 
01 окт. 2022 г.
Амбивалентность человеческого поведения
Недоверие к незнакомцам представляет собой одну из поведенческих универсалий. Негативная реакция (страх) по отношению к незнакомцу появляется у детей в возрасте 5-6 месяцев и описана во многих культурах.
01 окт. 2022 г.
Этология человека: кросс-культурные исследования
Поведение человека может являть собой ритуализованные действия. Часть из них имеет филогенетическую природу, другая является следствием культурной традиции. 
01 окт. 2022 г.
Этология человека: предмет и задачи исследования
Что такое этология человека? И. Айбл-Айбесфельдт исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы , приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.
01 окт. 2022 г.
Этология детства
В 60-е были проведены первые этологические исследования поведения детей. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю
01 окт. 2022 г.
Этология и бихевиоризм: разные парадигмы в исследовании поведения
Этология как наука возникла и развивалась в постоянной дискуссии с бихевиоризмом. К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд постоянно подчеркивали, что поведение животных и человека имеет под собой биологические корни и основано на врожденных предрасположенностях.
01 окт. 2022 г.
Этология и психология как две самостоятельные дисциплины
Подходы и методы этологии типичны для биологических наук, основным фундаментом этологии является эволюционная теория.
01 окт. 2022 г.
Поведение как система
Центральным свойством системы поведения является упорядоченное взаимодействие ее компонентов для достижения конечной цели. Взаимосвязь обеспечивается с помощью цепей переходов между элементами и может рассматриваться в качестве специфического этологического механизма функционирования этой системы.