Этология и психология как две самостоятельные дисциплины
Автор статьи Марина Львовна Бутовская, адрес статьи Этология.ру
Этология и психология как две самостоятельные дисциплины
Постараемся вкратце уяснить себе общие различия между этологией и психологией. Подходы и методы этологии типичны для биологических наук, основным фундаментом этологии является эволюционная теория. По мнению К. Лоренца «этология может быть кратко определена как применение методов зволюционной биологии к проблемам поведения» [Lorenz, 1971, р.280]. Он полагал даже, что отцом этологии следует считать Ч. Дарвина. Этология отличается от психологии по тем же пунктам, что и эволюционная биология. Если психология занимается отражением реальности в сознании или подсознании, или «деятельностью» (поведением), то во всех случаях ее интересует отражение и осмысление этой деятельности субъектом.
Этология изучает реальные проявления поведения, а не его отражение в сознании. Традиционный объект исследования этологов - универсальные основы человеческого поведения, врожденные поведенческие программы и инстинктивные (бессознательные) формы поведения. Исследования в первую очередь ориентированы на выявление общечеловеческих стратегий поведения и анализ механизмов, лежащих в их основе. Традиционно ставятся вопросы об эволюционном происхождении той или иной формы поведения, предлагаются схемы, восстанавливающие пути формирования поведения в филогенезе. Эволюционный подход к анализу поведения дает исследователям мощные аналитические инструменты и игнорирование этих возможностей современными науками о человеке может привести к столь же негативным последствиям, как и запрет на генетические исследования в России в период лысенковщины.
Этология и психология развивались исторически в тесном контакте друг с другом, однако, всегда рассматривались как отдельные дисциплины. Основным методом исследования для этологов является наблюдение в естественных условиях и детальное описание поведения, для психологов - экспериментальный анализ в искусственных лабораторных условиях [Smith, Соnnоllу, 1972]. Психологи анализируют процессы социализации и интеллектуального развития и влияние раннего опыта на формирование индивидуальных поведенческих различий, избегая детального описания внешних проявлений поведения. Многие категории, выделенные и использованные психологами для работы, являются искусственными и представляют собой комплексы (за которыми уже исходно ожидается конкретная мотивационная структура). В результате появляется реальная опасность различной интерпретации одних и тех же данных разными исследователями. Часть поведенческих феноменов остается исключенной из анализа, а многие гипотезы, которые можно было бы проверить на базе более подробной классификации поведенческих актов, просто исключаются.
Сложными для естественной интерпретации, с точки зрения этологов, являются даже такие категории, как «стоит возле взрослого», «улыбается», «плачет», если они вырваны из контекста поведенческих действий. Психологи были убеждены, что используемые категории являлись унитарными в плане общности причин и следствий. Однако, как показали многочисленные наблюдения этологов, унитарность даже таких категорий как «улыбается» или «слушается» далеко не очевидна. Обе категории можно разбить на составляющие, а последующий анализ поведенческих последовательностей может выявить иные, мотивационно более обоснованные категории поведения. Примером такой крупной категории, игнорируемой долгое время психологами, является грубая игра [Blurton Jones, 1967]. Н. Блэртон Джонс описал отдельные элементы поведения грубой игры и доказал, что такие разные паттерны, как смех, улыбка, сопение, борьба, убегание связаны в единое целое и встречаются в комплексе, обосновав, тем самым, правомерность выделенной категории (подробнее см, раздел «Этология детства»).
Например, в работе Э. Берна и Г. Келли [Berne, Кеllу, 1934] поведение детей описано всего по шести категориям (послушный, непослушный, заинтересован контактом с группой, кооперируется, социабельный, добрый).
Даже при условии натуралистических наблюдений (они велись в психологии в 20-30-х годах нашего века) различия с этологическими подходами заметны. Для этологов всегда было очевидно, что присутствие наблюдателя, реакция на новизну обстановки и непривычное социальное окружение существенным образом искажают поведение объектов исследования. В постановке психологических экспериментов эти факторы часто учитывались недостаточно.
Существенной базой этологических работ является анализ цепей действий (или поведенческих последовательностей), учет временных поведенческих кластеров и непосредственного воздействия со стороны среды. Психологи часто оперируют частотными или временными данными без учета их реального ситуативного контекста [Smith, Connolly, 1972].
Основой этологического мировоззрения всегда являлся эволюционный подход, поэтому поведение рассматривалось этологами в ином, несопоставимом с психологическими подходами ракурсе. Если этологи были исходно ориентированы на поиск универсальных закономерностей поведения человека и сравнительные межвидовые и кросс-культурые исследования, то психологические работы в таком ракурсе практически никогда не проводились.
Наконец, многие проблемы на пути к взаимопониманию создаются за счет использования сходных терминов, за которыми каждая дисциплина видит совершенно разные феномены. Приведем один типичный пример. Часто полагают, что между этологами и психоаналитиками имеется большое сходство, ибо обе эти науки оперируют понятием бессознательного. Однако этология понимает бессознательное как врожденное (речь идет обычно об универсальных основах) поведение. Мысль о том, что у человека имеются врожденные предпосылки поведения, для З. Фрейда и его последователей глубоко чужда [Фрейд, 1989]. Психоаналитики убеждены, что формирование поведения - исключительно результат воздействия среды. Под термином бессознательное подразумевался ранний детский опыт.