Этология детства
Автор: Марина Львовна Бутовская, этолог
Источник Этология.ру
В 60-е были проведены первые этологические исследования поведения детей. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю. Первый описал ряд мимических выражений, агрессивные и защитные позы у детей и выделил грубую игру как самостоятельную форму поведения [Blurton Jones, 1972]. Вторые провели детальные наблюдения за поведением детей в возрасте от двух лет девяти месяцев до четырех лет девяти месяцев дома и в детском саду (в обществе родителей и без них) и показали наличие гендерных различий в социальном поведении. Они же предположили, что индивидуальные личностные различия можно описывать на основании данных о внешних поведенческих проявлениях [Smith, Connolly, 1972]. У. МакГрю в книге «Этологическое изучение поведения детей» привел детальную этограмму детского поведения и доказал применимость этологических концепции и понятий, таких как доминирование, территориальность, влияние плотности группы на социальное поведение, структура внимания [McGrew, 1972]. До этого указанные концепции считались применимыми к животным и широко использовались в первую очередь приматологами. Этологический анализ конкуренции и доминирования у дошкольников позволил заключить, что иерархия доминирования в таких группах подчиняется правилам линейной транзитивности, она быстро устанавливается в момент формирования социального коллектива и остается стабильной во времени. Разумеется, проблема далека от полного разрешения, ибо данные разных авторов указывают на различные аспекты этого феномена. По одним представлениям, доминирование прямо связано с преимущественным доступом к ограниченным ресурсам [Strayer, Strayer, 1976; Charlesworth, Lafreniere, 1983]. По другим — с умением ладить со сверстниками и организовывать социальныe контакты, обращать на себя внимание (наши данные по русским и калмыцким детям).
Существенное место в работах по детской этологии заняли исследования невербальной коммуникации. Использование системы кодирования мимических движений, разработанной П. Экманом и В. Фризеном, позволило Г. Остеру установить, что младенцы могут производить все мимические мускульные движения, типичные для взрослых [Oster, 1978]. Наблюдения за мимикой зрячих и слепых детей в естественном контексте дневной активности [Еibl-Eibesfeldt, 1973] и за реакциями детей в экспериментальных ситуациях [Charlesworth, 1970] позволили заключить, что лишенные возможности зрительного научения слепые дети демонстрируют в идентичных ситуациях сходную мимику. Наблюдения за детьми в возрасте от двух до пяти лет позволили говорить о расширении общего репертуара отчетливых мимических выражений [Abramovitch, Marvin, 1975]. По мере роста социальной компетентности ребенка, в возрасте от 2,5 до 4,5 лет, происходит также повышение частоты использования социaльной улыбки [Cheyne, 1976]. Использование этологических подходов в анализе процессов развития подтвердило наличие врожденной базы для развития человеческой мимики [Hiatt et аl, 1979]. Ч.Тинберген применил этологические методы в детской психиатрии для анализа явлений аутизма у детей, обратив внимание на тот факт, что избегание взгляда, типичное для аутичных детей, вызвано страхом перед социальным контактом.