Эмоциональные акции и реакции
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Самое главное деление эмоций (в широком смысле, куда входят и чувства, и эмоциональные состояния), это деление их на эмоциональные акции (проактивные эмоции) и эмоциональные реакции. Большинство людей, говоря об эмоциях, имеют в виду именно эмоциональные реакции, а именно процессы, возникшие в организме непроизвольно, как шаблонный ответ на внешнее воздействие.
Вас обрадовали — вы обрадовались. Вас испугали — вы боитесь...
Эмоциональная акция — это эмоции и чувства, которые человек запустил произвольно, сам, в той или иной степени намеренно. Дети начиная по крайней мере с года жизни, достаточно свободно запускают плач или радостный смех, развлекаясь этими своими эмоциями, как и другими игрушками. Позже, где-то с возраста трех лет, дети осваивают произвольный запуск и многих других эмоций, чувств и состояний, включая обиду и отчаяние, скуку и внимательность, усталость и энтузиазм. Взрослея, мы парадоксальным образом во многом теряем это мастерство управления эмоциями, чувствами и состояниями, тем не менее во многих случаях эта способность с нами остается.
Вы сидите, заняты делом. Вдруг прибегает ребенок, дарит вам конфету. Конфета, возможно, вам вовсе не нужна, но если вы любите детей, то из педагогических соображений вы, скорее всего, ему радостно улыбнетесь и от души поблагодарите. Тут радость и благодарность — ваша эмоциональная акция. Когда группа сотрудников идет поздравлять именинника, тем более своего шефа, выражаемые эмоции — не реакции, а эмоциональные акции.
Насколько эти выражаемые эмоции является действительными эмоциями, а не просто показухой? Думается, тут единого ответа быть не может, мы все разные, и эмоциональные акции у разных людей в разных ситуациях сопровождаться переживаниями в очень разной степени. Иногда переживания могут мешать, а чем меньше эмоциональные акции сопровождаются переживанием, тем легче ими управлять. С другой стороны, многое зависит от установок, взглядов и ценностей людей. Кто-то радость просто покажет, не включив душу в это время никаким образом. А для кого-то, встретив близких и дорогих людей, внутренне обязательно встретить их настоящей теплотой, одарить их вниманием, радостью и заботой. Чем больше эмоциональные акции сопровождаются переживанием, тем более их считают искренними. В других случаях их считают или манипуляциями (включая милые манипуляции), или просто выразительными движениями.
Можно ли отличить искренние проактивные эмоции от подделки под искренность? Иногда — возможно, хотя не всегда в этом есть настоящая необходимость, да и переходы между только демонстрацией эмоции и ее настоящим переживанием могут быть текучими, неясными даже для того человека, который эмоции выражает. Начиная эмоциональную акцию, человек может (сразу или постепенно) войти в это состояние, словить кайф и начать реагировать уже совершенно естественно.
Ну, скажем, начали поздравлять шефа, шеф тоже расчувствовался, стал улыбаться... И все улыбаются, шутят... Несданный в срок отчёт уходит на второй план (и шеф не будет сейчас зверствовать по этому поводу). Лепота! И все искренне!
Специалисты имеют профессиональные средства для различения переживаемых и только демонстрируемых эмоций, и эти средства дают достаточно надежные результаты по крайней мере в отношении обычных людей без специальной актерской подготовки. В любом случае, непрофессиональную работу заметить несложно, для внимательного глаза будет очевидна неконгруэнтность выразительных средств и поведения человека. Также, если вы «третье лицо», заметить подделку под искренность легче: часто видно, как человек перестраивается под очередную эмоциональную задачу. Если же вы действующее лицо и эмоциональный спектакль устраивают вам, тем более рядом с вами профессионал — у вас практически нет шансов.
Важный и неожиданно непростой вопрос — вопрос о критериях различия между эмоциями реактивными и эмоциями проактивными. На наш взгляд, подсказки здесь могут служить следующие признаки и обстоятельства.
Во-первых, это уместность эмоций. А именно, неуместность эмоций разумного человека чаще говорит о их реактивной природе. У разумного человека его произвольные эмоции и чувства также обычно уместны и осмысленны. Однако, если происходит что-то неуместное и ненужное, в том числе самому человеку, тут скорее эмоциональные реакции.
Во-вторых, важный признак — количество альтернатив. Если в какой-то ситуации ваш ответ только ярость — это только шаблонная реакция. Если у вас выбор только обидеться или разозлиться — выбор невелик. Можете выбирать из этого плюс простить — выбор уже богаче. Можете и не прощать, потому что можете и не обижаться, а просто проигнорировать либо отнестись с пониманием и жалостью — у вас достаточно богатый выбор, и это характерно уже для эмоциональных акций.
Третий признак — возможность отсрочки эмоции. Если эмоция полностью импульсивна и не может быть отсрочена — это реакция. Можно задержать хотя бы на счет «раз, два, три» — уже лучше. Можно подождать до утра — великолепно. Можно оставить и забыть, если это кажется разумным — это просто разумно.
Ну и четвертый признак — это возможность начала и прекращения эмоции. Если эмоция не может быть вами прекращена, пока не выльется полностью — это реакция. Если вы посердились, но уже можете себя остановить — вы больше владеете собой. Если вы можете с нуля обидеться и так же быстро данную эмоцию снять — это эмоциональная акция, владение собой.
Впрочем, лучшая теория та, которая проверена на практике. Посмотрите видеофрагмент из фильма «Аватар Аанг» и попробуйте разобраться сами, где тут героев эмоциональные акции, а где реакции. Правильные ответы можно посмотреть здесь...
Вприкидку, соотношение эмоциональных акций и реакций у массовой личности — 20/80, у развитых людей соотношение скорее на равных, 50/50. Заметим, что у творческих детей эмоции преимущество проактивны, так что даже для развитых взрослых перспектива развития всегда есть.