Виды эмоций: Аватар Аанг
Это — учебная работа психолога Елтуковой Ольги, выпускницы Университета практической психологии. В работу включены комментарии ее коллег: Сергушенкова Николая и Александра Гамалеева.
Разделение эмоций на акции и реакции, мне кажется, очень полезно. Это в первую очередь делает ответ на вопрос «Можно ли управлять эмоциями?» достаточно простым. Акциями — управлять можно, реакциями управлять намного сложнее. Дальнейшее разделение чуть более запутанное, и, на мой взгляд, может быть полезно лишь в редких случаях.
Примеры и описания я хотела сначала просто придумывать. Но потом взяла кусочек из мультсериала «Аватар». В ней одна компания тинейджеров едет отдыхать на пляж. В середине кусочка мы видим другую отдыхающую компанию друзей и некоторых работающих взрослых. Мне понравился этот отрывок тем, что в нем много разных героев, которые по-разному реагируют на возникающие ситуации. Я часто ставила паузы и обдумывала, какие эмоции проявляли герои. Акции это были или реакции. А дальше по возможности старалась определить дальнейшую классификацию.
Буду рада, если вы посмотрите это видео тоже и подумаете вместе со мной. В скобках буду писать имена героев.
Начинается все с акции девочки с косичкой (Тай Ли): «будет так здорово болтаться на пляже и ничего не делать» — восклицает она! Сама создает настроение, себе и окружающим. (Пожалуй, я в большей степени соглашусь с Николаем — похоже, что это врожденная или выученная реактивная эмоция. Гамалеев Александр).
А вот осознанное это намерение или неосознанное — ответить затрудняюсь. В чем принципиальная разница, и как это отличить в данном случае точно не знаю.
Совсем по-другому на эту же поездку реагирует молодой человек (Зуко): «Нас выслали на принудительный отдых». Это реакция, на мой взгляд, реактивная и заученная. Как вы думаете? (Согласен. Гамалеев Александр)
На угольном острове их встречают с акцией две чудные женщины. У них есть осознанное намерение встретить гостей. Но мне показалось, что акция плохо отработана и, на данный момент, выглядит совершенно не естественно. Вспоминая теорию социального психоанализа, могу предположить, что в детстве они мало играли в то, что с радостью встречают гостей. Если говорить словами станиславского — «не верю».
Молодежь или тоже не верят, или не рады их новому жилищу, но на лицах у них реакция, реактивная эмоция, предполагаю, что хорошо заученная с детства. (Да, похоже. Гамалеев Александр)
Дальше в этом отрывке мы наблюдаем другую компанию, которая купается. Девочка (Тоф), сидящая на камне, сначала выдает акцию, возможно не осознанную. Слова при акции звучат такие: «Плавать это очень весело, но ты уверен, что тебе стоит так не осторожно себя вести. Прикройся». Мальчик (Аанг) реагирует спокойствием. И на это Тоф реагирует заученной реакцией: «меня беспокоят твои татуировки. Что если их кто-то увидит». Раньше такая эмоция носила оперативный характер (была с выгодой), она психовала, что-то требовала — ей подчинялись, но в этом случае эмоция реактивная (без выгоды). Этот момент мне особенно понравился. В двух фразах Тоф был переход от её акции к реакции. (По Тоф — согласен с тобой, по Аангу — с Николаем: Тоф ведь не просто спокоен, а ведь явно плавает с удовольствием! Гамалеев Александр)
Девочка в белом (Катара) на реакцию Тоф реагирует очень спокойно. И, на мой взгляд, её спокойствие — это тоже акция или оперативная реакция (с выгодой). (Да, хорошо! Гамалеев Александр)
Аанг увидел возможный захватывающий аттракцион. И выразил эмоцию радости. Предполагаю, что она реактивная и рефлекторная. (Согласен. Гамалеев Александр)
Дальше мы наблюдаем двух взрослых на службе. За весь отрывок, где они есть — они выражают то грустные, то веселые эмоции. Но всегда это реакции; они не управляемые. И когда все скучно — они не умеют реагировать по-другому как скучать, и когда очень весело и интересно — они могут только радостно реагировать. (Согласен с тобойи с уточнением Николая. Гамалеев Александр
Дальше снова сюжет мультфильма ведет нас на пляж. Где моя любимая героиня этого отрывка Тай Ли планирует расположиться на песке. К ней подходит молодой человек с акцией «Может помочь тебе расположиться?». Она с радостной улыбкой «Конечно». Она отреагировала на его предложение, и по типу эмоции я считаю, что это хорошо управляемая осознанная акция, с целью, что бы он дальше проявлял внимание.
Я хочу обратить внимание и своё и тех, кто будет читать эту работу на то, что даже когда человек реагирует на что-то внешнее — его эмоция по данной классификации может быть акцией.
Мне кажется Тай Ли вся состоит из акций. Или хорошо выученных оперативных реакций. Она собрала вокруг себя мужчин и легко ими управляет, меняя эмоции на нужные в данный момент. И на командный голос подруги «Тай Ли, быстро иди сюда!» Она соглашается с веселостью, которая помогает нам увидеть, что это её выбор, и что её эмоции у неё под контролем! (Да, красиво! Гамалеев Александр)
После игры в волейбол мы видим реакцию, думаю она оперативная. Девочка (Азула) утверждает, что «они лучшие!» Но своими эмоциями в данный момент управлять она не может. (Согласен с Николаем — у Азулы, похоже выученые реакции: на то, что внимание оказывают Тай Ли, а не ей (ревность), на победу (злорадство). Гамалеев Александр)
Главное что я поняла и осознала после многократного обдуманного просмотра этого отрывка в том, что акциями управлять можно, реакциями намного сложнее.
При этом, когда я смотрю со стороны, мне иногда сложно отличить акцию от оперативной реакции, а рефлекторную реакцию от заученной. Но столь ли мне это необходимо узнавать эти тонкости?
В ходе этой работы я задумалась над вопросом близко связанным с теорией социального психоанализа эмоций. Я согласна, что большинство наших эмоций из детства и эта теория мне очень близка. И полезно помнить и знать, что раньше мы могли создавать и управлять своими эмоциями. И что бы мы сами создавали себе нужные эмоции сейчас.
С одной стороны управлять всеми эмоциями — хорошо, и жить всегда создавая акции — это сильно. С другой стороны — это очень затратно. И иногда, мне кажется полезным, перевести нужную акцию в заученную реакцию и использовать. С другой стороны, раз это реакция она вроде как перестает быть управляемой. Могу предположить, что есть еще какие-то эмоции, некие акции, которые осознанно переведены в заученные реакции, и могут как реакции быть контролируемы или редактируемы. Или на одну и ту же ситуацию у нас должна быть подборка реакций, что бы мы могли выбирать ту или иную в подходящий момент.
Комментарии Николая Сергушенкова
Интересная работа и великолепная идея с роликом! Хотя по видам эмоций я бы дал немного другую раскладку:
(Тай Ли): «будет так здорово болтаться на пляже и ничего не делать» — скорее все таки это реакция, врожденная или выученная. Ведь она, на мой взгляд, не ставит целью зажечь окружающих. Ей нравятся перспективы и эмоции выплескиваются сами по себе.
(Зуко): «Нас выслали на принудительный отдых» — согласен, скорее всего выученная реакция.
Корабль подплывает к причалу — сейчас по моему у всех врожденные эмоции на лицах.
«На угольном острове их встречают с акцией две чудные женщины. У них есть осознанное намерение встретить гостей» — спорно, больше похоже на то, что они просто отрабатывают зарплату. По замыслу руководства — это акция, по исполнению — унылая реакция.
Молодежь дружно демонстрирует выученную реакцию.
(Тоф): «Плавать это очень весело, но ты уверен, что тебе стоит так не осторожно себя вести. Прикройся» — наверное акция, но неосознанная и малоэффективная.
(Аанг) демонстрирует врожденные реакции (удовольствие, радость).
(Тоф): «Меня беспокоят твои татуировки. Что если их кто-то увидит» — выученная реакция.
«Девочка в белом (Катара) на реакцию Тоф реагирует очень спокойно. И, на мой взгляд, её спокойствие — это тоже акция или оперативная реакция (с выгодой). Аанг увидел возможный захватывающий аттракцион. И выразил эмоцию радости. Предполагаю, что она реактивная и рефлекторная» — согласен.
Стражники — чистые реакции, врожденные и выученные. Но, интересный момент, благодаря дисциплине и выучке одного из стражников, они остаются эффективными.
(«Тень»): «Может помочь тебе расположиться?» — неосознанная акция
(Тай Ли): «Конечно» — оперативная реакция и я согласен с тобой — хотя это реакция (в ответ на событие), по смыслу — это акция («Зачем», а не «Почему»)
(Парень с ракушкой) — очень похоже на заякоренную реакцию (влюбленность)
(«Тень») — врожденная или выученная реакция.
«Мне кажется Тай Ли вся состоит из акций. Или хорошо выученных оперативных реакций. Она собрала вокруг себя мужчин и легко ими управляет, меняя эмоции на нужные в данный момент. И на командный голос подруги «Тай Ли, быстро иди сюда!» Она соглашается с веселостью, которая помогает нам увидеть, что это её выбор, и что её эмоции у неё под контролем!» — согласен, просто мастер-класс! :) А у подруги, кстати, скорее всего выученная реакция.
(Азула): умная девушка, вызывает восхищение своей наблюдательностью и расчетливостью, но не мудрая. Не смотрел этот мультфильм, но подозреваю, что ее эмоциональная реактивность создаст массу проблем ей самой и окружающим. Монолог в конце — выученные реакции.