Дисциплинарный подход в воспитании
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Дисциплинарный (дисциплинарно-правовой) подход в воспитании — воспитание, строящееся на основе сформулированных правил, прав и обязанностей воспитанника и воспитателя и дисциплины в их соблюдении.
Дисциплинарный подход может осуществляться в разном стиле — в армейском стиле, в стиле Казармы, в стиле разных Религиозных школ, ставящих во главу угла дисциплину (еврейское воспитание, православное воспитание, католическое воспитание).
Дисциплинарный подход основывается на следующих принципах: для всех есть общие правила, за невыполнение правил и договоренностей следуют санкции. Санкции — естественны, известны и за серьезные проступки могут быть жесткими. Естественен режим, распорядок, у каждого свои права и свои обязанности, в отношениях старших-младших субординация, формат. В армейском стиле приветствуется дисциплина тела («не дрогнул ни один мускул»), при строгом религиозном воспитании — дисциплина духа.
Дисциплинарный подход — подход мужской, а не женский. Мужчинам он понятен и близок, женщинам труден в исполнении и не близок идеологически. Многие столетия именно дисциплинарный подход был основой почти любого воспитания, в частности основой религиозного воспитания в традиционных религиях, в связи с чем его часто называют традиционным воспитанием.
При этом очевидны и минусы дисциплинарного подхода: при недалеком и грубом воспитателе ребенок практически незащищен от произвола. Высокая опасность душевных травм.
Протестом против жесткости дисциплинарного подхода явилось свободное воспитание, исходящему из идей гуманистического подхода. Нередко кажется, что дисциплинарный подход в сравнении с свободным воспитанием ребенка закрепощает. Это не так. Закрепощает «казарма»: армейский стиль воспитания, соединенным с негативом воспитателя. Дисциплинарный же подход, соединенный с позитивом воспитателя, является одним из наиболее удачных воспитательных стилей и наилучшим образом готовит воспитанника к жизни. Он хорошо обеспечивает интеграцию в рабочий процесс, в мир взрослых людей и деловые ответственные отношения, в связи с чем приветствуется в социально-ориентированном подходе.
Дисциплинарный подход может быть реализован в разных моделях воспитания. Чаще всего он используется в моделях «Концлагерь», «Просторный дом» и «Просторный дом с линией развития».