Как сочетать любовь и требовательность в воспитании детей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Не все родители умеют сочетать любовь и требовательность.
Западная традиция воспитания сделала слишком большой крен в сторону «поберечь», в сторону «создать комфорт жизненный и душевный», в сторону безоценочности и всеприятия, забыв о необходимости подготовки ребенка к жизни, необходимости воспитания дисциплины, воспитания волевых качеств, умения держать напряжение и преодолевать трудности. Когда ребенок по сути становится главой семьи, рассказывая родителям что ему нравится, а от чего ему нынче дискомфорт, в перспективе ничего путного не выйдет. С другой стороны, устраивать истерики и воевать с детьми, как это стала делать китайская мама — родителям не гоже, грамотные родители добиваются тех же нужных результатов более спокойными методами, не дергая без нужды психику ни себе, ни ребенку.
Похоже, что наилучшим вариантом было бы сочетание западного и азиатского стиля. Направление жизни семьи, как и направление развития ребенка, должен задавать отец: строгий, но внимательный. Папа и мама посоветовались, учли особенности ребенка и его склонности, далее отец говорит что будет, и его слово — закон. При этом текущую атмосферу семьи задает теплая и заботливая мама, уравновешивающая жесткость отца, добавляющая к требованиям дисциплины понимание любви. Также и школа. Основная школа должна быть строгой, и требования там должны быть всерьез, как в Итоне и других британских школах. Однако сделав все уроки (конечно, на отлично), ребенок может бежать на факультативы, которые выбирает сам, и пусть там будет атмосфера свободы и тепла.
Мы дома сами обсудили статью с детьми, Маша и Настя у нас в десятом классе. Их мнение: статья крутая и правильная. Другое дело, по их словам, так требовательно стоит воспитывать только с детства, собственно как у нас дома и было, а если к их одноклассникам примерить эту систему, будет только атомная война и ничего хорошего. Еще раз вместе пришли к согласию в том, что разумная дисциплина — нужна и обязательна. Главный тезис: можно все, в чем есть смысл. А то, что хочется, но скорее бессмысленно — пусть будет под запретом.
Играть в театре «крестьянина №6» — потеря время, но если у нас девочки в школьном театре на первых ролях в прекрасных пьесах — это замечательно. Вечеринки как образ жизни — не дело, а сходить на вечеринку раз в несколько месяцев — скорее полезно, это важный для подростка опыт. Ходить на культовый фильм четыре раза — глупо, но посмотреть один раз — нормально, чтобы не быть в классе совсем белой вороной. Аналогично и спорт: то, что спорт обязателен — это не обсуждается, а какой спорт конкретно — решаем вместе.
И так далее, наши девочки восприняли все очень спокойно и разумно, сказали что своих детей собираются воспитывать требовательно, потому что верят в их возможности. Цитирую: «Разговоры о ранимости психики детей — глупости, люди в принципе могут гораздо больше, чем сами о себе думают» — и далее множество спортивных иллюстраций.