Что ведет к высоким устремлениям: чувства или разум?

25 декабря 2014 г. в 12:07

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профеф

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

ссор 

Ректор Университета практической психологии

 

Статья «Что могут, а что не могут аффирмации» завершалась следующим абзацем:

Подсознание, конечно, всегда можно поставить себе на службу, но становиться зависимым от него — неправильно. Развивайте силу разума, тем более, что, скорее всего, его у вас вполне хватает. На работе без него справляетесь? Результаты достойные? Значит, вполне можете. Ваше новое главное убеждение: «Со всеми своими задачами я вполне справлюсь сам, за свои действия отвечаю я, а не мое подсознание». Если вы пока в это не верите, поработайте с этим, как с аффирмацией; главное — ваше намерение жить, как Автор своей жизни.

Видимо, в силу этого к статье появились комментарии, вызвавшие любопытную дискуссию. Посмотрите ее: что думаете по этому поводу, коллеги?

Фильм «Непристойное предложение»
Фильм «Секс в большом городе»
Фильм «Председатель»

Татьяна: За действия-то естественно отвечает разум, но опираясь ведь на язык чувств. Не зря все медитативные практики сосредоточены на обращении разума к чувствам, к своей душе, и когда будет восстановлена гармония именно в душе, вот тогда человек будет свободен, а значит и счастлив. На мой взгляд, эта статья сбивает с толку практикующих психологов.

Н.И. Козлов: За действия умных людей отвечает разум, верно. Разум опирается на чувства... — а вот тут возможна путаница. Разум может опираться на внешние чувства (зрение, слух, кинестетику), но разум не будет опираться на внутренние чувства (чувства страха, ярости или неуверенности...). А вы о каких чувствах писали?

Татьяна: Да, с этой точки зрения все так и есть. Я имела ввиду импульсы души, например, я хочу работать учителем в сельской школе с детьми, главный посыл — дарить тепло детям, которые особенно нуждаются в этом, а вот разум противится этому, предупреждая, что с такой профессией сыт не будешь, не реализуются какие-то другие планы и т.д., вот поэтому и имела ввиду, что если в этом случае пойти на поводу у разума, то особо счастлив-то не будешь, никакими деньгами душу не обманешь, если не опираться на истинные чувства, т.е. делать не то, что престижно или что обогащает, а то, что просит душа, т.е. чувства.

Н.И. Козлов: Спасибо за интересную тему, я прямо-таки озадачился. Размышляю... Чувства в душе бывают сильно разными: и добрыми, и совсем напротив. Чего только люди «от души» не говорят друг другу в запале! Энергии в чувствах бывает с излишком, а ума и доброты достает не всегда. Ладно, это понятно, а вот с разумом интереснее. Я правильно понимаю, что для вас разум всегда эгоистичен и никогда не ориентируется на что-то доброе? Что разумные люди всегда заботятся на самом деле только о своих интересах и чем-то жертвовать во имя других никогда (оставаясь разумными) не будут? Любопытно. В моем окружении как-то совсем напротив: духовные устремления этих людей (а это не про чувства, а про разум) высоки и обращены к людям, а вот чувства их приземляют, разгоревшиеся чувства заставляют их быть эгоистичными.

Есть гипотеза: возможно, наша читательница, когда писала о разуме, на самом деле имела в виду то ли рассудительность, то ли рациональность? Однако разум — не просто рациональность. Рациональными могут быть и античеловеческие проекты, злобный человек может быть вполне рационален. Разумный человек не может быть злобным, и тогда разум в более точном смысле слова — это рациональность, направленная на добро и помноженная на нравственность.

Продолжение переписки

Татьяна: Пока я психолог «в проекте», последний курс, получаю второе высшее как раз, чтобы реализовать мечту «души» — дарить теплые чувства нуждающимся детям. На счет разума мы с Вами абсолютно сходимся во мнении, в моем случае он не эгоистичен вообще. В том то и дело,что он не опирается на истинные чувства, а живет исключительно для других, но не для себя. Например, чтобы «спасти» и «вытащить» человека из сложной ситуации, мне пришлось организовать собственный бизнес, развитие и перспективы, звериный оскал (по другому в этом бизнесе никак), лицемерие, и прочие «нужные» качества для этого дела. Но это не то, что просит душа, несмотря на все «прелести», отсюда, в моем случае, и дилемма. Я считаю что человек должен следовать своим душевным импульсам, но, конечно, проходя через границы разума. Если он счастлив от того, что работает в ремесленной лавке, значит он обрел себя.

Н.И. Козлов: Татьяна, помогите мне, я запутался. Мечта души — дарить теплые чувства нуждающимся детям — это я понял. А вот что касается разума... Разум, который вас предупреждает «Не ходи в психологи, с такой профессией сыт не будешь» — это ваш разум? Если ваш, то в данном случае он эгоистичен и близорук. А ваш бизнес для спасения человека из сложной ситуации был вами открыт на основе подсказок ваших чувств или обдуманно, как проект разумный? Если это был обдуманный проект, то вы должны были учесть и издержки этого проекта, чтобы потом не жаловаться — так? Так сегодня вы считаете, что организация этого бизнеса — это был правильный, разумный выбор — или нет? А если разумный, то душа этот выбор поддерживает? Или: что говорит ваша душа по этому поводу? Душа говорит, что не нужно было так спасать этого человека? Мне кажется, что, если ваша душа уверенно говорит: «Не нужно!», то кто-то из двух определенно не прав. Или с душой нужно беседовать, или разум поправлять... Что думаете, Татьяна?

Татьяна: Конечно, это решение оправдано и взвешено. И естественно, разум действовал по велению души, в первую очередь из желания помочь человеку. Таких намерений как жаловаться никогда не было. Мне просто интересно понять,что первично, разум или чувства, согласна что скорее всего женщины немного эгоистичней, чем мужчины, здесь уже природа берет свое. Наверно, здесь вопрос в другом. Мужчине, хоть и весьма опытному психологу, сложно понять женские импульсы. Просто помимо мечтаний у каждого человека есть свои жизненные обязанности, и ответственность переду другими людьми, в первую очередь близкими. Конечно, мы выбираем что приоритетнее для нас именно в данный момент. Для меня такая ситуация ассоциируется с афоризмом: «а кони все бегут, а избы все горят». Поэтому и я и рассуждаю в таком ключе, что да, если жить по «шаблону», то внутреннее насыщение не наступит. Ведь Вы наверняка, как многие другие люди, выбрали профессию психолога, потому что она чем то нравится, удовлетворят какие то внутренние посылы, а не для того,например, чтобы быть бдительным или потому что эта профессия вошла в моду. А доля здорового эгоизма есть в каждом живом существе, разве это плохо, это ведь естественно.

Н.И. Козлов: Татьяна, я услышал, что организуя бизнес, вы действовали по велению души. Я правильно вас услышал? И то, что в результате это радости, счастья и удовлетворения вам не принесло. Я правильно вас понял? То есть похоже, что то, что было запущено вами импульсом от души, привело не к счастью, а к кривому результату... Такое бывает очень часто. И именно поэтому я учу людей почаще обращаться к разуму и действовать разумно, чтобы потом не страдать, не жалеть и не мучиться. Другое дело, что многие люди действительно думать не очень привыкли, разум у них не очень развит, и тогда я и ставлю задачу: Развивайте силу разума! Разумный человек, который заботится только о себе — ограничен. Разумный человек, который в заботе о других не учитывает собственные интересы — недалек. Наша задача — развивать свое мышление, а именно наши позиции восприятия, и учиться жить, как Творец​, заботясь не только о себе, но и о других. Это — наши ценности. И это — способ жизни разумного человека.

Впрочем...

Любопытно, что в российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».

Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».

  • Автор Н.И. Козлов
  • Разум и чувства
  • Счастье
  • Организм и личность
  • Психика, здоровье

Комментарии (11):

Гость, 28 декабря 2014 г. в 22:30
Я бы сказал, что это благие пожелания. А на практике люди живут не разумом, а чувствами.
Гость, 01 января 2015 г. в 04:15
А я соглашусь с Татьяной. Иначе как мы поймем любим ли мы человека, только спросив свое сердце и душу, но не "холодным" же разумом его любим, а если все-таки головой, вот это и будет чистой воды эгоизмом!
Н.И. Козлов, 01 января 2015 г. в 12:53
Да, большинство людей действительно живут в первую очередь чувствами, в малой степени обращаясь к разуму. А если мы будем пропагандировать, что именно так жить правильно, количество людей-организмов будет только увеличиваться. Об этом и разговор: давайте учиться жить все-таки разумно, как и подобает существам в звании homo sapiens.
Н.И. Козлов, 01 января 2015 г. в 12:59
Вы правы в том, что любовь без чувств невозможна, но любовь отличается от влюбленности как раз тем, что она живет не только чувствами, в ней уже присутствует разум. Цитирую из статьи "Что такое любовь": Если любит взрослый, умный и ответственный человек, к любви добавляются и другие требования: любовь должна быть не слепой, а зрячей и умной, не только чувством, но и ответственным поведением. Любовь без уважения недолговечна и непостоянна, уважение без любви - холодно и немощно. Мудрые люди начинают именно с разума: находят достойного человека, развивают с ним отношения - и постепенно в него влюбляются. У таких людей - самые крепкие отношения и самые лучшие семьи.
Гость, 09 января 2015 г. в 14:17
По мне, жить разумом - это стерилизация души, или, иначе говоря, любовь по расчету. Хорошо, а что если вы продружили с человеком 20 лет, душа прикипела к нему, как к родному, и вот наступает переломный момент и из родного человека он превращается в заклятого врага? Да, разум гласит, что если человек предал - забудь его и отпусти... Но проходят годы, и вот случается у этого заклятого врага беда, и ты мчишься "как дурак" на всех парусах, чтобы только он остался жив, несмотря ни на что. Ну что вы на это скажете? Чувства не обмануть никогда...
Н.И. Козлов, 09 января 2015 г. в 15:28
Мужчина влюбился и верит, что будет любить вечно, клянется вам в вечной любви... Ага, вы ему всегда поверите? Надеюсь, вы будете более аккуратны. Чувства обмануть элементарно, люди обманывают таким образом и себя, и других. Что же касается разума, то все определяется порядочностью человека. Порядочные люди умеют отложить свои чувства вражды и побежать к бывшему другу (врагу), если речь идет о его жизни-смерти. Надеюсь, рядом с вами чаще будут разумные и порядочные люди.
Гость, 10 января 2015 г. в 07:54
Все психиатры мира, ставя диагноз основываются в первую очередь на чувствах пациента. И вот ежели с таковыми беда - можно говорить о патологическом состоянии. Влюбленность - это и есть состояние разум, влюбленность - это страсть, эйфория - если так можно. А вот любовь - это настолько проникновенно глубокое чувство, что его уж точно ни с чем не перепутаешь, это уже состояние души. У А.Маслоу очень подробно об этом написано и очень доходчиво. Психически здоровый человек умеет осознавать свои чувства и самостоятельно их перерабатывать, он их не боится, не бежит от них, и ни в коем случае не "ломает". Не думаю, что психиатрия и психология настолько рознятся.
Гость, 12 января 2015 г. в 16:03
А я считаю, не надо смешивать понятия разум и чувства. Предлагаю заменить "разум" на "расчет". В отличие от разума он может измеряться в любых "значениях".
1 ответ
Н.И. Козлов, 12 января 2015 г. в 16:19
Разум и расчет - вещи близкие, но не вполне одно и то же. Разум в более точном смысле слова - это рациональность, направленная на добро и помноженная на нравственность. Смотрите статью Разум.
Гость, 22 августа 2016 г. в 19:05
Мне кажется, что может быть не стоит противопоставлять разум и чувства - и то, и другое важно. Просто бывают ситуации, когда разум и чувства говорят одно и то же, а бывают ситуации, когда разум и чувства противоречат друг другу. К чему больше прислушиваться - вопрос привычки и личных предпочтений. Почему-то мужчины чаще предпочитают логику :)
Гость, 23 августа 2016 г. в 16:49
Здравствуйте! К высоким устремлениям ведет когерентное состояние разума и чувств, достигаемое осознанием каждого из них и их взаимосвязей. Когда в голове есть четкое представление о внешней среде и Вашем месте в ней, а также представление о динамике среды и Вас, как ее части, представление о доступных методах взаимодействия с другими частями среды и критериях целесообразности применения каждого из таких методов - Вы можете строить разумное поведение и нести ответственность за достижение ожидаемого результата. Осознание - энергозатратная работа мозга, поэтому случаи угаданного достижения результата могут приносить большее ощущение счастья, на этом и получают свою выгоду организаторы азартных игр. Но при работе разума тоже бывает большое счастье, так называемый "инсайт".