Автор и Жертва в практической психологии

01 октября 2022 г., 21:24

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

В академической психологии популярен термин «субъект», «субъектность» и менее распространено понятие «автор», «авторская позиция». Есть ощущение, что эти понятия сильно близки, иногда они используются как синонимы. Как действительно соотносятся эти понятия? Видимо, автор своей жизни – всегда субъект, но не всякий субъект находится в ответственной – авторской позиции. В этом случае линия внутренней активности имеет вид: Объект – Жертва – Субъект – Автор.

Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

В практической психологии, перевод из позиции Жертвы в позицию Автора – важная часть консультативной работы.

Часто клиенты видят проблемы там, где их нет. Обсудить разногласия – это ужас? Лететь на самолете – страшно? Люди увидят, что вы расплакались: а проблема-то в чем? – Когда клиент переходит в позицию Автора, все эти страшилки пропадают сами собой.

Пока клиент в состоянии Жертвы, он демонстрирует свою беспомощность, и в этом случае вся работа (и вся ответственность) ложится на психолога-консультанта. Если только удается перевести клиента в позицию Автора, он сам снимает свои страхи и проблемы, сам переосмысляет ситуацию, сам восстанавливает себе нормальное состояние.

Как правило, смена позиции на авторскую должна быть подготовлена как установлением контакта с психологом, так и нормализацией состояния клиента. Если девушка совсем в разобранных чувствах, глаза плавают или в слезах, то требовать позиции Автора – преждевременно, до этого нужна работа с эмоциями и состоянием клиента.

С другой стороны, сильное требование авторской позиции, как шоковое воздействие, может парадоксальным образом привести человека в себя.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Автор и Жертва: как об этом рассказывать детям?"
07 дек. 2017 г.
Оказывается, что эмоции, с которыми мы живем и даже чувства, которые испытываем - ничто иное как, привычка.
5Подробнее →
Картинка к "Брать клиента или оставить его в руках судьбы?"
25 сент. 2020 г.
В бизнесе все определяют стратегии, цели, задачи и конкретные усилия. И я задался вопросом: можно ли любого клиента сориентировать сразу в плоскость задач?
Картинка к "Главный секрет от успешных людей"
07 июл. 2017 г.
Победители по жизни активно используют слова, которые возбуждают в них энергию успешности! 
Картинка к "Работа с эмоциями и состоянием клиента"
01 окт. 2022 г.
Работа с эмоциями и состоянием клиента особенно важна при работе с психологическими проблемами. Особенность решения психологических проблем в том, что они более субъективны, чаще имеют не объективную, а психологическую подоплеку, и работа с эмоциями и состоянием человека, как и работа с отношением к проблеме, здесь нередко выходит на первый план.
Картинка к "Работа с отношением к проблеме"
01 янв. 2010 г.
Работа с отношением к проблеме - прием, часто используемый как в психотерапии, так и в психологическом консультировании. Эта работа основывается на том, что проблема бывает не только объективной, но и субъективной, в чем-то сделанной самим человеком. Его страхами, негативизмом, просто неудачным или неадекватным взглядом на происходящее.
Картинка к "Субъект"
19 окт. 2021 г.
Субъект — источник свободной активности, в противоположность объекту - тому, что свободной активностью не обладает. Субъект - не всегда человек, и человек - не всегда субъект. Субъектом предпринимательской деятельности может быть организация, а человек на операционном столе хирурга - объект его врачебным манипуляций.
Картинка к "Время быть Автором?"
21 июн. 2019 г.
Всегда ли возможно быть Автором? Может быть, есть ситуации, когда человек обречён быть Жертвой, быть раздавленным непреодолимыми обстоятельствами? Давайте разберёмся.