Клиент в позиции Автора или Жертвы — признаки
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>
Как определить, в каком состоянии находится клиент: в позиции (состоянии) Автора или позиции (состоянии) Жертвы? Можно обратить внимание на следующие признаки.
Признаки, что клиент в позиции Автора
Простой признак позиции Автора - это люди, у которых есть (или оперативно могут быть созданы) осознанные цели. С такими, при наличии заинтересованности, можно проводить коучинг.
Уточнение: цели клиента не всегда изначально определены. Иногда вся первая, а может быть и вторая встречи уходят на заключение контракта. То есть на описание цели, которая соответсвует SMART, позитивна и в зоне ответственности клиента. Это нужно и клиенту и коучу. Тем самым создаются обязательства для обоих участников процесса. В этом плане сложнее работать в бизнес-коучинге, где воедино нужно увязать цели клиента, цели компании и возможности коуча.
Признаки, что клиент в позиции Жертвы
- Клиент слышит вопросы консультанта, но отвечает на что-то свое.
Типовой случай - на вопрос "Зачем вы это сделали?" клиент отвечает "Потому что это было очень обидно слышать". "Какой вопрос я вам задал?" "Зачем я это сделал..." - клиент слышал вопрос консультанта, но был в своей ситуации и отвечал на свои вопросы.
- Клиент плохо слышит вопросы консультанта, не способен их повторить.
В аналогичной ситуации клиент не может ответить на вопрос "Какой вопрос я вам задал?", спрашивает: "А какой вопрос вы мне задали?"
- Клиенту очень нужно выговориться, пока он не выговорится, ему не до вопросов консультанта.
Пока клиент не выговорился, он напряжен, не внимателен к вопросам консультанта и убежден, что ему нужно все рассказать. А что он может сделать, если ему нужно выговориться?
- Клиент говорит фразами из словаря Жертвы, часто жалуется, использует обвинения и оправдания, и без помощи консультанта не способен это заметить.
Если консультант обратит его внимание, он корректируется, но в следующей фразе может использовать аналогичные безответственные формулировки и скатиться в песню жалобы.
- Клиент жалуется, говорит фразами из словаря Жертвы и не корректируется, находится в протесте и сопротивлении.
Смотрит (когда-то) на консультанта как на врага народа, возражает на все, что ему говорят. Причины могут быть разными: ситуативное состояние клиента, конкретный момент (вопрос) в процессе консультации, в принципе его такой стиль общения. Работать в такой ситуации так же непродуктивно, как и в случае, если клиент в позиции Жертвы. Варианты: налаживайте контакт, переходите к оперативной психотерапии, задумайтесь о психотерапевтическом консультировании, призадумайтесь "А мой ли это клиент?"
- Клиент не способен разговаривать вообще, молчит или плачет.