Клиент в позиции Автора или Жертвы — признаки

01 января 2010 г. в 14:56

Как определить, в каком состоянии находится клиент: в позиции (состоянии) Автора или позиции (состоянии) Жертвы? Можно обратить внимание на следующие признаки.

Признаки, что клиент в позиции Автора

Простой признак позиции Автора — это люди, у которых есть (или оперативно могут быть созданы) осознанные цели. С такими, при наличии заинтересованности, можно проводить коучинг.

Уточнение: цели клиента не всегда изначально определены. Иногда вся первая, а может быть и вторая встречи уходят на заключение контракта. То есть на описание цели, которая соответсвует SMART, позитивна и в зоне ответственности клиента. Это нужно и клиенту и коучу. Тем самым создаются обязательства для обоих участников процесса. В этом плане сложнее работать в бизнес-коучинге, где воедино нужно увязать цели клиента, цели компании и возможности коуча.

Признаки, что клиент в позиции Жертвы

  • Клиент слышит вопросы консультанта, но отвечает на что-то свое.

Типовой случай — на вопрос «Зачем вы это сделали?» клиент отвечает «Потому что это было очень обидно слышать». «Какой вопрос я вам задал?» «Зачем я это сделал...» — клиент слышал вопрос консультанта, но был в своей ситуации и отвечал на свои вопросы.

  • Клиент плохо слышит вопросы консультанта, не способен их повторить.

В аналогичной ситуации клиент не может ответить на вопрос «Какой вопрос я вам задал?», спрашивает: «А какой вопрос вы мне задали?»

  • Клиенту очень нужно выговориться, пока он не выговорится, ему не до вопросов консультанта.

Пока клиент не выговорился, он напряжен, не внимателен к вопросам консультанта и убежден, что ему нужно все рассказать. А что он может сделать, если ему нужно выговориться?

  • Клиент говорит фразами из словаря Жертвы, часто жалуется, использует обвинения и оправдания, и без помощи консультанта не способен это заметить.

Если консультант обратит его внимание, он корректируется, но в следующей фразе может использовать аналогичные безответственные формулировки и скатиться в песню жалобы.

  • Клиент жалуется, говорит фразами из словаря Жертвы и не корректируется, находится в протесте и сопротивлении.

Смотрит (когда-то) на консультанта как на врага народа, возражает на все, что ему говорят. Причины могут быть разными: ситуативное состояние клиента, конкретный момент (вопрос) в процессе консультации, в принципе его такой стиль общения. Работать в такой ситуации так же непродуктивно, как и в случае, если клиент в позиции Жертвы. Варианты: налаживайте контакт, переходите к оперативной психотерапии, задумайтесь о психотерапевтическом консультировании, призадумайтесь «А мой ли это клиент?»

  • Клиент не способен разговаривать вообще, молчит или плачет.

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Не играю Жертву: Как стать Автором собственной жизни»
Файлы:
  • Позиция Автора
  • Позиция Жертвы
  • Состояние Жертвы
  • Курс «Не играю Жертву»
  • Клиенты

Комментарии (0):

Материалы по теме:

25 сент. 2020 г.
Брать клиента или оставить его в руках судьбы?
Можно ли любого клиента сориентировать сразу в плоскость задач?
01 янв. 2010 г.
Клиент в позиции Автора или Жертвы — аналоги
Клиент не находится в позиции Жертвы, но по сути, для целей консультации, это то же самое, полный аналог.
01 янв. 2010 г.
Не наш клиент
Не наш клиент — клиент, с которым проводить психологическую консультацию неуместно. 
01 окт. 2022 г.
Признаки ответственности в позиции Автора
Признаки ответственности в позиции Автора помогают определить, ответственны ли слова, действия, поведения человека. 
01 окт. 2022 г.
Внешние признаки человека с осмысленными доводами и осмысленным поведением
Состоятельность имиджа и уверенность поведения — скорее говорит о том, что человек говорит нечто осмысленное.