СМАРТ (SMART). Критерии грамотно поставленной цели
СМАРТ (SMART) — принцип, на соответствие которому полезно проверять поставленные цели.
Согласно этому принципу, цель должна быть:
- Specific — конкретной. Конкретика означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос: «что сделать?». Варианты: Чего добиться? Где? Когда? С кем? В каком объеме? и т.д. В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.), никаких расплывчатых и двусмысленных формулировок.
- Measurable — измеримой. Как ты узнаешь, что уже достиг своей цели? И в какой степени ты ее достиг? Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить задание. Если нет метрик, не всегда можно оценить результаты проделанной работы.
- Achievable — достижимой. Например, цель «стать профессионалом в хирургии за 3 месяца» едва ли достижима. В этом пункте важно трезво учесть профессиональные и личные качества, при этом можно себе ставить достаточно высокую «планку» и ориентироваться на напряженный ритм работы.
Из письма Н.И. Козлову: Заметил интересную свою особенность — До последнего времени очень часто срывался с намеченного плана из-за того, что резко ставил слишком большие и нереальные задачи. К примеру, когда-то хотел начать бегать с утра — в первый день встал и пробежал сразу около трех километров. От усталости чуть не заснул на работе и на следующее утро мог с трудом двигаться от боли в мышцах. В следующий раз вспомнил про бег с утра примерно через полгода. И реально осознал эту свою особенность только недавно, когда увидел то же самое в отчетах своего друга. Самое странное то, что читал я про это малоэффективное поведение очень много раз. Радует то, что рано или поздно я это понимаю.
- Result-oriented — ориентированной на Результат. А не на процесс.
- Time-limited — ограниченной по времени. При постановке цели важно определить конечный срок, а также учесть, что формулировка вроде «выполнить в течение 30 дней» ориентирует скорее на процесс, чем на результат. А цель «до 17 марта обзвонить и проинформировать 100 клиентов из базы данных, родить двух детей до 30 лет» — дает разумное ограничение по времени. Важно указать крайний срок ее исполнения (dead-line). Даже если цель масштабна и трудно указать дату, то в любом случае, она должна соотноситься с определенным сроком.
Пример формулировки цели в соответствии с принципом SMART
К 14-му июля написать и опубликовать на Психологосе статью «Как работать над собой», объемом не менее 1 страницы формата А4, которая заинтересует участников ресурса, и вызовет у них желание поделиться своим мнением, а также побудит их внести улучшения в статью.
Цели, соответствующие принципу SMART, отлично приспособлены для задач, в которых человек может достаточно четко и подробно описать желаемый результат. Основное преимущество формулирования целей по принципу SMART — это возможность программировать себя на их достижение. Четко и детально вообразив результат, человек настраивает себя на движение к нему. Однако у принципа SMART есть и особенность: акцент на конкретный осязаемый результат может помешать человеку увидеть и использовать новые возможности, позволяющие достигнуть желаемого совершенно другим путем.
Трактовки и вариации принципа SMART
Принцип SMART не является догматичным. В разных источниках встречаются разные расшифровки пяти пунктов этого принципа. Например:
- S — specific (конкретный), significant (значительный), stretching (гибкий)
- M — measurable (измеримый), motivational (мотивирующий или стимулирующий), manageable (осуществимый)
- A — attainable, achievable (достижимый), acceptable (желаемый), ambitious (амбициозный), action-oriented (ориентированный на действие), agreed upon (согласованный с целями более высокого уровня)
- R — realistic (реалистичный), relevant (значимый), reasonable (целесообразный, исходящий из здравого смысла), rewarding (рентабельный), result-oriented (ориентированный на результат)
- T — timely (своевременный), time-bound (ограниченный временными рамками), tangible (вещественный, осязаемый)
В том случае, когда руководитель ставит цель сотруднику, он может использовать принцип SMARTER. Это вариация, в которой традиционный SMART дополнен двумя пунктами, позволяющими повысить вероятность достижения цели, а именно:
- Evaluated — каждому этапу в достижении цели руководитель должен дать оценку, то есть наладить обратную связь;
- Reviewed — цель должна периодически пересматриваться и корректироваться руководителем на основании изменений внутри и вовне компании, например: в связи с появлением новых технологий и отмиранием старых, изменением рынка, сменой вкусов потребителей и т.д.
Другие способы постановки цели изложены в статьях Как ставить цели правильно и Как правильно формулировать цель в работе над собой.
Пока человек неткает, имеет привычку возражать и разыгрывает Жертву — ставить цели в формате СМАРТ бессмысленно, люди сопротивляются. Вначале нужно обучить людей элементарной личностной адекватности.
Комментарии (3):
Ошибка Гитлера была в том, что он не просчитал все последствия достижения своей цели - это критерий "R": 1. Цель была- разгромить красную армию за 1-2 месяца - ДОСТИГ! 2. Его оценка была- конец войне, ибо- нет армии- нет и войны 3. Ошибка в этой оценке в том, что СССР смог и 2-ю, и 3-ю и 4-ю армии в нужные сроки создать (мобилизовать, вооружить и доставить на место сражений), да ещё и союзников привлечь, хоть только и к концу войны ближе... 4. Ещё более глобальная ошибка Гитлера была в том, что он полагал, что планирует и действует полностью самостоятельно - "по воле провидения"- в то время, как его просто напросто подставили на заклание ещё до 1933 года (привели к власти, чтобы уничтожить потом много чего... в Европе и в СССР, см. "Ледокол" Резуна- Суворова) 5. И впрямь, технология СМАРТ- анализа позволяют всего- лишь проанализировать качество сформулированной (поставленной) цели, а не саму цель со всеми её последствиями. Если по простому - способ проверки насколько ты глуп, формулируя свои цели именно так... 6. Более важное качество смарт - анализа - это возможность ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ свои плохо поставленные цели, чтобы они стали более конкретными, привлекательными, достижимыми,... Из моей консалтинговой практики - ноябрь 2017 г.- клиенту хватило 30 минут "размышлений", чтобы схватить телефон и решить задачу, которая у него не решалась более года...- всего- лишь "догадался", как надо сформулировать ожидаемый результат... 7. Насчет сроков / периодов на которые рассчитаны цели и смарт - анализ: да, очевидно, что если цель короткая и не слишком амбициозная (без потрясающих последствий и ответной реакции "конкурентов") - то смарт- анализа может оказаться вполне достаточно. Что же до "Стратегических целей" (СЦ) - тут надо ещё много чего узнать / понять / оценить / учесть...- чтобы не получилось как у Гитлера или Сталина с Лениным
Спасибо за полезную статью. Да, это действительно хорошая техника, важно уметь правильно ей пользоваться. Как вы и пишите (и я сама уже проверила на себе) – метод больше подходит для краткосрочных целей.