Работа с эмоциями и состоянием клиента
Работа с эмоциями и состоянием клиента особенно важна при работе с психологическими проблемами. Особенность решения психологических проблем в том, что они более субъективны, чаще имеют не объективную, а психологическую подоплеку, и работа с эмоциями и состоянием человека, как и работа с отношением к проблеме, здесь нередко выходит на первый план.
Основные направления работы
Если девушка переживает, что молодой человек перестал ей звонить, то здесь есть следующие направления (и последовательность) работы с эмоциями и состояниями:
- привести девушку в чувство↑,
- из позиции Жертвы перевести в позицию Автора,
- перевести проблему в задачу↑
Теперь, когда девушка в правильном состоянии, в глазах появились понимание и собранность, можно по необходимости порешать задачу: разобраться, почему молодой человек перестал звонить и что на будущее нужно делать этой девушке, чтобы молодых людей не терять.
Создал проблему, снял проблему - вылечил!
Трудно сказать, насколько осознанно работают психотерапевты, действуя по принципу "Создал проблему, снял проблему - вылечил!" Можно предположить, что многие специалисты действительно искренне находят проблемы у клиентов там, где их изначально не было, после это успешно снимают несуществующую проблему и торжествующе сообращают клиенту: "Теперь у вас все в порядке, ваша проблема ушла!"
Учитывая, что множество проблем клиентов являются проблемами-пустышками, надуманными проблемами, продолжением их страхов и обычного желания поговорить о себе, прием "Создал проблему, снял проблему - вылечил!" является вполне эффективным, клиентам помогает. Есть факт - негативные эмоции уходят (хотя бы на время), человеку становится легче...
Другой вопрос - надолго ли?