Аналитическая теория личности
Аналитическая теория личности по К.Г. Юнгу
Философскую основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря которой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом человеке по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психологического центра, названному Юнгом Самостью. Концепция Самости подчеркивает важность равновесия и целостности, но выходит далеко за пределы этого, признавая, что духовная основа и трансцендентный источник творческой силы свойственны потенциалу роста в душе каждого человека.
Понятие Самости у Юнга невозможно ясно определить или полностью раскрыть без обращения ко всей его теории. Эта необычайно многоаспектная и обобщающая теория представляет психологию индивидуума как уходящую корнями в эволюционную историю, зафиксированную в форме архетипического образа и предрасположенности в коллективном бессознательном. Символизируемое океаном как первичным источником и вместилищем биологической эволюции, коллективное бессознательное предваряет и содержит в себе всплывающее сознание человечества. Таким образом, Я как носитель дифференцированного сознания — более поздний «пришелец» в развитии человека, «остров», поднявшийся из глубин океана. Юнг представляет себе истинный центр души в виде созидательного источника, из которого появляется жизнь и начинается развитие, и этим источником (одновременно и парадоксально уникальным, и универсальным, биологическим и трансцендентальным) является Самость.
Понятие бессознательного у Юнга включает индивидуальную сферу личного бессознательного, производного от впечатлений детства, но простирается дальше этого в океанические глубины коллективного бессознательного (также называемого объективной душой в отличие от личной и субъективной), которое поддерживает связь индивидуума с трансцендентным Источником его уникального созидательного потенциала и обеспечивает ему доступ к психологическому наследию человеческого опыта с незапамятных первобытных времен. Язык бессознательного — это символические образы, представляющие «неосязаемую» внутреннюю реальность как если бы она была нарисованной сценой. Символический модус применим к тому, что никогда не может быть познано полностью, и эссенциальная (essential — внутренне присущий) тайна человеческогй души уважается в психологии Юнга. Загадочный аспект сновидений рассматривается не как результат цензуры Я, а как следствие нашей несведущности в первичном языке, сочетающейся с эссенциальной тайной принципиально непознаваемого.
Если в сновидениях, приходящих с уровня личного бессознательного, в качестве выразительных средств используются знакомые люди и знакомые места, то темы за пределами уровня личного опыта передаются через архетипические образы, проникшие во все мировые мифологии, которые в символической форме отображают эволюцию человеческой души.
Хотя Самость составляет архетипическую Тотальность и несет в себе центральный организующий принцип души, она слишком всеобъемлюща для непосредственных встреч с Я, и потому такие контакты с архетипическим миром осуществляются в основном через персону, тень и аниму или анимус. В то время как Самость воплощает архетипическую гармонию, к которой люди стремятся в попытке достичь единства противоположностей, более имманентные архетипические силы выражают парадоксальную природу жизни как противоположностей, требующих примирения.
Персона и тень составляют пару противоположностей. Несмотря на свои корни, связанные с архетипической необходимостью коллективной культурной адаптации, персона развивается ближе к сознанию, чем другие архетипические силы, и создает социальную маску, соответствующую социальным ролям. Эта маска принимает окончательный вид в процессе отношений с представителями коллективной власти. В оппозиции к персоне находится тень, составленная отчасти из личных качеств, вытесненных из сознания в процессе формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами, несущими в себе как темноту всемирного «зла», так и творческий потенциал порождающей энергии.
Психологические трудности усиливаются поляризацией между персоной и тенью. Индивидуум, идентифицирующийся с идеализируемыми образами персоны, подвергается опасности прорывов из отвергнутого и забытого царства тени, которое усиливается как внутренний враг вследствие недостатка осознания и связанности с Я. Проникая в сознание либо путем проекции на других людей, либо через образы сновидений и продукты фантазий, тень является незваным гостем, который тем не менее приносит возможность облегчения индивидуации, открывая двери бессознательного, ведущие к тому, что требует освобождения и преобразования.
Юнг обозначает мужской принцип в душе женщины термином «анимус», а женский принцип в душе мужчины — термином «анима». Преодолевая расстояние между землей (феминность) и духом (маскулинность), половая полярность несет в себе базисный творческий динамизм побуждения к индивидуации. Аналогично положительным и отрицательным электрическим зарядам, половые противоположности обнаруживают сильное взаимное притяжение. Эти противоположности, пожалуй, легче всего можно охарактеризовать, ссылаясь на китайские принципы — ян (мужское начало) и инь (женское начало). Ян символизирует агрессивную, созидательную, проникающую силу фаллоса и меча, а инь — рецептивные, уступающие, сохраняющие и пульсирующие ритмы матки и приливов.
Важным аспектом процесса индивидуации является достижение сознательного принятия свойств, происходящих от «другого внутри». Метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения – активное воображение. Цель активного воображения - дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным.
Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения. Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.
Мужчина, прошедший этот этап индивидуации, обогащает свое маскулинное функционирование внутренним источником вдохновения, творчества и психологической поддержки. Анима делает его способным устанавливать связь с потоком спонтанного чувствования. Без такого использования своей феминной стороны как внутреннего ресурса он рискует впасть в бессознательную идентификацию с образом «низшей женщины», которая характеризуется частой сменой настроений и депрессией или психической инфляцией и примитивной иррациональностью.
Женщина, достигшая сознательного принятия свойств ее анимуса, способна эффективно использовать силы своего Логоса во взаимодействии с внешним миром. Теперь она может объективно разобраться в происходящем, ее способности к наблюдению и логическому рассуждению усиливаются, зачастую приводя к значительному повышению уровня рационального понимания и проницательности. Без такого использования своей маскулинной стороны как дифференцированного ресурса она может впасть в бессознательную идентификацию с образом «высшего мужчины», выносящего суждения как если бы они были фактом, делающего предположения без их проверки и провозглашающего самоуверенные и догматичные мнения.