Активное воображение
Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:
- Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
- Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
- Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).
Комментарии (2):
Вдохновение. Высшая точка в процессе творчества. Скорее активное воображение, потому что человек бодрствует. Во сне - пассивное воображение, потому что образы возникают спонтанно и человек не может никак на них влиять, не может их остановить, управлять ими. В осознанных сновидениях бывает задействовано активное воображение. Может, вдохновение стоит считать особым состоянием, не сном и не бодрствованием?