Умозаключение — элементарная частица рассуждения
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Умозаключение — мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Люди используют умозаключения, когда нужно в чем-то разобраться: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др.
Разумное мышление, в отличие от бессвязного или эмоционально заряженного потока мысли, состоит из рассуждений — сложных умственных конструкций. А рассуждения в свою очередь состоят и умозаключений — элементарных мыслительных операций.
Суждения, из которых строится умозаключение, называются посылками. Суждение, которое получается путём сопоставления посылок, называется заключением. «Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится суждение» (Спиркин, с. 449).Чтобы умозаключение было истинным, оно должно основываться на верных посылках и само по себе быть логичным. К сожалению, люди логику знают плохо, поэтому в своих умозаключениях часто допускают логические ошибки и приходят к неверным выводам.
Ребенка перевели в другую школу, его успеваемость повысилась — следовательно, новая школа лучше действительно лучше старой. Верное умозаключение? Не очевидно. Возможно, в новой школе ниже требовательность.
К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем — с помощью умозаключения. Ценность умозаключения для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих исторический опыт людей.
Способность рассуждать с помощью умозаключений формируется не сразу: к умозаключениям не готовы маленькие дети — как и народности, не имеющие для этого достаточной культуры. Еще в 30-х годах советских психолог А.Р. Лурия писал по итогам исследований мышления жителей Средней Азии, что многие из них мыслят только конкретно, отказываясь делать обобщенные, абстрактные умозаключения. Ситуация, как с Буратино:
— Буратино, вот у тебя 3 яблока. Одно яблоко ты отдал Пьеро — сколько у тебя осталось яблок?
— Три! Потому что Пьеро яблоко я не дам.
Две главные формы умозаключений, это индукция и дедукция. Если я долго путешествовал и видел только белых лебедей, я из этих частных случаев могу сделать общий вывод: «Все лебеди — белые». Это — индукция, восхождение от частного к общему.
Кстати, в данном случае вывод ошибочный, лебеди бывают не только белые, но и черные.
А вот дедукция — это вывод от общего к частному. Примером гениального применения дедукции является Шерлок Холмс. К сожалению, не все из нас Шерлоки Холмсы. «Если меня мама с утра всегда кормит завтраком, значит и сегодня она меня покормит!» — пример дедукции, но не очень убедительный пример.
Умознаключения изучают две науки — логика и психология. Логика учит, какие умозаключения правильные, а какие ошибочные. Психология изучает другое — каким образом дети осваивают операции умозаключения, как у детей развивается логическое мышление.
Предпосылки этой формы мышления в виде простейших умозаключений начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако умозаключения дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события.
Например, ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет, по его величине...
В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми умозаключениями, так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения умозаключения более развёрнуты. Замена развёрнутого умозаключения свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым умозаключениям может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.