Обобщение

01 октября 2022 г. в 21:38

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщение - это переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Обобщение в обучении

Обобщение обеспечивает в мышлении учащихся определённость и последовательность. Обобщение в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое обобщение осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое обобщение служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида обобщения в обучении является информационно-рецептивный метод обучения. Теоретическое обобщение осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое обобщение используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид обобщения характерен для достаточно развитого уровня познания.

Виды обобщения

Виды обобщения соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий. Комплексные обобщения (как и синкретические) представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности. При исследовании формирования новых обобщений в психологии используется методика образования "искусственных понятий", когда анализируются типичные для данного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, понятийное). Одно и то же обобщение может быть сформировано в результате различной организации исследовательских действий человека (обобщение, построенное на основе минимально необходимых данных, и то же самое обобщение, построенное на основе избыточных данных). При исследовании обобщений в психологии используются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широкое распространение получили исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений. Актуальное использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта речевой деятельности. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, представляет собой вклад и в историческое развитие мышления.

  • Мышление
  • Развитие

Комментарии (3):

Гость, 22 января 2015 г. в 15:48
Спасибо.
Гость, 02 марта 2020 г. в 18:19

Thanks!

Гость, 09 ноября 2020 г. в 04:14

Cпасибо, пусть все хорошее к вам придет за ваши труды!

Материалы по теме:

Картинка к "Абстракция"
01 окт. 2022 г.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — результат процесса абстрагирования: рассмотрение предмета (ситуации, человека и пр.), замечая только основные его черты и исключая из области внимания мелочи или не важные свойства. Абстракция необходима для процессов обобщения и образования понятий.
0Подробнее →
Картинка к "Допонятийное мышление"
01 окт. 2022 г.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, поз­воляющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается посте­пенно в процессе оперирования с предметами.
Картинка к "Понятийное мышление"
01 окт. 2022 г.
Вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. 
Картинка к "Суждение"
01 окт. 2022 г.
Суждение - высказывание; умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. Вынося суждение, мы создаем те опоры, которые считаем соответствующими действительности и потому позволяющими двигаться к истине. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Например, суждение "Металлы при нагревании расширяются", выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то.
Картинка к "Умозаключение - элементарная частица рассуждения"
01 окт. 2022 г.
Умозаключение - мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Люди используют умозаключения, когда нужно в чем-то разобраться: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу... Разумное мышление, в отличие от бессвязного или эмоционально заряженного потока мысли, состоит из рассуждений - сложных умственных конструкций. А рассуждения в свою очередь состоят и умозаключений - элементарных мыслительных операций.