Логика
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Логика - философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и законы, которым подчиняется мышление.
Логика изучает не конкретное содержание действительности, а мысли о ней, их структуру, то, что является общим для мыслей данного типа, независимо от их конкретного содержания. Поэтому при изучении логики для того, чтобы понять сущность процесса мышления, специфическое содержание форм и законов, нужно уметь обобщать конкретные рассуждения, уметь оперировать получаемыми формулами и схемами. Основная цель изучения логики, сводится к приобретению навыков осознанного применения логических правил и законов к реальному процессу мышления.
Логика - внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям; правильный, разумный ход рассуждений. Своя внутренняя логика прослеживается у различных процессов, в связи с этим говорят о логике эмоций, о логике принятия решений. При этом логика как наука исследует, как из одних утверждений можно выводить другие. Знание логики позволяет анализировать наши рассуждения, помогает определить их последовательность, непротиворечивость, доказательность, и тем самым определять истинные высказывания от ложных.
По жизни, логика - это не столько правила мышления, сколько правила оформления мыслей в виде текста.
Поскольку на один и тот же предмет можно посмотреть с разных сторон, увидеть разное, то и разных способов разумного рассуждения - множество. Логика не одна, есть много различных логик. Есть формальная логика, есть логика неформальная (жизненная), есть логика диалектическая, есть логика женская и есть логика научного доказательства.
Так, Джон Стюарт Милль сформулировал Каноны Милля как "согласованный взгляд на принципы доказательства и методы научного исследования". Формулируются пять канонов (правил или законов) в качестве «регулятивных принципов» этих экспериментальных методов: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Эти каноны предписывают методы обнаружения и доказательного обоснования причинных законов и причинных связей. См.→
Формальная логика - это наука, изучающая формы мысли (понятия, суждения, умозаключения, доказательства) со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. Это конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. Основные законы формальной логики - закон тождества, закон достаточного основания, закон противоречия, закон исключенного третьего.
Жизненная логика - то, что логично по жизни. что кажется убедительным и разумным. Неформальная жизненная логика имеет большее отношение к ораторскому искусству, искусству убеждать, нежели собственно к формальной логике. Жизненная логика создает ощущение убедительности, обращаясь к ярким образам и чувству, при этом нельзя сказать, что жизненная логика слабее логики формальной. Формальная логика в малой степени умеет цеплять жизненные реалии, и в анализе конкретных жизненных событий жизненная логика нередко оказывается сильнее и убедительнее.
К сожалению, приходится говорить о женской логике как распространенном способе мышления и разговора, где логика уступает место импульсивности и чувствам. По сути, это как раз нелогичность, а "женской логикой" она называется лишь поскольку, поскольку женщины более эмоциональны, при этом нелогичность вполне может быть присуща и мужчинам, когда они увлекаются или вовлекаются в эмоции. См.→
Нужно ли обучать логике?
После войны в СССР в течение 10 - 12 лет преподавали в средней школе логику. Интересно, что логика была обязательным предметом в те же годы, что и психология: 3 декабря 1946 года ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. А зря. Кому интересно – вот ссылка на знаменитый учебник логики Виноградова 1954 года.
При этом важно понимать, что логика - не синоним разумности: логичные люди иногда совершают не самые разумные поступки, когда не могут посмотреть на ситуацию достаточно широко или им не удается выделить в происходящем все главное и существенное. Получая жизненный опыт и образование, люди так или иначе осваивают логику, но далеко не всегда ею пользуются и не всегда у них логика поднимается до уровня мудрости.