Трансперсональная модель
Сознание
Трансперсональная психология исходит из того, что спектр состояний сознания весьма широк и что некоторые состояния потенциально полезны и функционально специфичны, а некоторые представляют собой поистине высшие состояния. Термин «высшие» в данном контексте означает, что эти состояния обладают не только всеми свойствами и возможностями низших состояний, но и дополнительными свойствами и возможностями. Более того, широкий круг публикаций о разнообразии культур и практик личностного роста содержит указание на достижимость этих высших состояний. Однако традиционная западная перспектива признает существование весьма узкого спектра состояний, например, бодрствование, сон, интоксикация, делирий. Более того, почти все измененные состояния считаются вредными, а «нормальность» признается оптимальным состоянием.
Мотивация
Трансперсональные модели склонны признавать организацию мотивов по иерархическому принципу, аналогично тому, как это делал А. Маслоу, который первым из западных психологов предложил четкую иерархическую модель, включавшую «высшие» мотивы. Подобные модели можно найти и в восточной психологии.
Первым из этих высших мотивов является самотрансценденция — внутреннее побуждение к получению опыта и бытию, которые превосходят обычные эго-состояния и границы опыта и идентичности, или, говоря иначе, влечение к трансперсональным сферам. Полагают, что у редкого человека, который достигает этих уровней (например, у того, кто послужил прототипом мудреца, гуру или святого для даосизма, буддизма, дзэн-буддизма или индуизма), границы эго-идентичности и личных мотивов были преодолены.
На первых ступенях этой иерархической лестницы располагаются чисто физиологические потребности; чем выше ступень, тем более психологична потребность; потребности, занимающие в этой иерархии разное положение, отличаются также и «по качеству»: при переходе с низших ступеней на более высокие наблюдается сдвиг от сильных потребностей к более хрупким, от более устойчивых — к менее устойчивым и сравнительно легко разрушаемым, от дефицита (D-потребности) — к достаточности (S-потребности), от эгоцентризма — к децентрации, от избегания — к приближению, от поиска поддержки извне — к опоре на собственные внутренние силы, от полезависимости — к поленезависимости, от спонтанных потребностей — к требующим культивирования, от распространения в популяции — к редким потребностям, и от потребностей, давно признанных западной психологией, — к тем, которые признаны ею лишь недавно.
Идентичность
Зап. психологи традиционно считают, что наша нормальная, естественная и оптимальная идентичность центрирована на собственном «Я». Однако восточная и трансперсональная психология исходят из того, что наше чувство собственного «Я» потенциально может быть гораздо более гибким, чем принято думать.
Кроме того, многие приемы медитации и йоги направлены на то, чтобы очистить сознание и направить его на пристальнейшее изучение чувства «Я». При таком сосредоточенном рассмотрении то, что раньше считалось стабильным, неизменным «Я», осознается как постоянно изменяющийся поток мыслей, образов и эмоций; именно об этом в течение многих веков говорили йоги, и именно об этом недавно заговорили представители западной культуры, включая и психологов, владеющих техникой медитации. При подобном внимательном рассмотрении выясняется, что чувство собственного «Я» в основном — иллюзорный продукт неточного осознания и что с устранением этого чувства возможна более широкая идентификация с человечеством и с миром. Считается, что на самых глубоких уровнях озарения, при достижении самой высокой степени трансценденции и самых дальних пределов человеческого развития, дихотомии «Я—не Я» и «Я—другие» полностью разрушаются, что приводит к полной утрате эгоцентричности и к идентификации со всеми людьми и всеми объектами.