Такие разные манипуляции, такие разные манипуляторы
Если мы расшифруем, какие средства образуют это самое «скрытое воздействие», то список получится исключительно разноплановый и разнообразный: когда-то качественная пристройка и ведение, использование заведомо выигрышной стратегии, игра на слабостях партнера, выигрыш в скорости, отвлечение внимания, привлечение внимания не туда, аккуратные или смелые интерпретации — и другие вещи, которые обычно считаются допустимыми в разумных рамках, а иногда, при красивом и мастерском использовании, вызывают и одобрение, и восхищение.
Другое дело, большая часть манипуляций строятся за счет обмана, подтасовки тезисов, применения явно запрещенных приемов, и именно за счет этой разновидности манипуляций в целом слово имеет в обыденном словоупотреблении явно негативный оттенок. Как правило, по жизни, «манипуляцией» называют не всякую, а только не очень ловкую манипуляцию: ту, которую заметили, и которая вызвала пусть небольшой, но протест.
Мастерская манипуляция протестов не вызывает, более того, обычно она проводится так, что все только довольны.
В небольшом исследовании, которое мы проводили, мы представили людям разного возраста и профессий следующую типологию скрытых воздействий и попросили дать именные ярлыки.
Если кто-то действует против интересов другого и делает это грубо, его также грубо и назвали: ГАД. Другое отношение было выражено тому, кто делает это мастерски, красиво и ловко — восхищенное: «ЗАРАЗА!» («Ну, ты зараза!») Кто скрыто воздействует на меня ради меня же, но делает это грубо и неловко, получил звание ВАЛЕНКА. Если то же самое делается мастерски, ловко и красиво, автор таких манипуляций единодушно получил звание МАСТЕР.
Бывают манипуляции злые, встречаются беззлобные, привлекают сильные и добрые. Обыграть человека во имя его интересов — это не пустой парадокс, а глубокая правда жизни. Манипуляции мудрого педагога направлены во благо воспитанников, как и манипуляции психотерапевта делаются им для пользы клиента.
В качестве примера — исследование Марии Виллас и Боас Боуэн, в котором авторы, анализируя психотерапевтический сеанс основателя гуманистической подхода в психологи Карла Роджерса, отмечают его отход от декларируемого им недирективного подхода и использование им небольших манипуляций — естественно, во благо клиента («Миф о недирективности: сеанс с Джил», Журнал практического психолога, 1998 г., №1).
Хороший руководитель умеет играть и на честолюбии сотрудников: «Вы же у меня — талантливые!», и на подначке: «Не рассказывай мне, что ты с этим не справишься!», и использовать присоединение: «Мы с тобой — это сумеем!», в результате же сотрудники даже с низкой самооценкой начинают верить в свои силы.
Успешный человек умеет не вестись на манипуляции и пресекать грубые уловки, но с удовольствием играет в игру под названием жизнь. Не надо только заигрываться. Одинаково глупо и манипулировать всегда и всеми, и пояснять каждый свой чих, выражение скепсиса и улыбку, чтобы, не дай бог, не допустить даже неосознанную манипуляцию.
Порядочные и ответственные люди, используя манипуляции, делают это красиво и не против интересов партнера, а в общих интересах.