Осорина, Мария Владимировна

01 января 2010 г. в 06:48

Автор: М.В. Осорина, психолог, педагог, кандидат психологических наук

Мария Владимировна Осорина (род. 6 декабря 1950) — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества.

В работах Осориной развиваются взгляды Жана Пиаже, рассматриваются традиции детской субкультуры с точки зрения их функциональной роли в развитии психики ребёнка.

Научные интересы:

  • Процессы понимания;
  • Роль образов в мышлении;
  • Психология детской субкультуры;
  • Психология детского изобразительного творчества .

Читаемые курсы:

  • «Общая психология. Часть I. Психические процессы»;
  • «Развитие интеллектуальных навыков»;
  • «Психология детской субкультуры».

Научная работа. Гранты:

  • Заманаева Ю.В. Утрата близкого человека ― испытание жизнью. Изд-во СПбГУ, 2007, (по гранту РГНФ№ 06-06-16025 д руководитель НИР СПбГУ. Информационно-энергетические аспекты когнитивной деятельности. 2011-2013, исполнитель

Награды:

  • 2001: почетный знак факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • 2004: знак «Почетный работник высшего профессионального образования»

Избранные публикации

  1. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2011. — 368 с. — (Сам себе психолог. Избранное). — 3500 экз. — ISBN 978-5-49807-632-4, ISBN 978-5-459-00692-6.
  2. Осорина М. В. Значение исследований осязания в научном творчестве Л. М. Веккера // Психологический журнал. — 2008. — Т. 29. — № 5. — С. 44.
  3. Осорина М. В. Пространственная пульсация ментального образа и ее проявления в детском фантазировании // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов : Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера (21–22 октября 2008 года) / ответственные редакторы М. А. Холодная и М. В. Осорина. — СПб., 2008. — С. 110-119.
  4. Осорина М. В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. — Л.: Наука, 1985. — С. 47-64.
  5. Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. — 1983. — № 3. — С. 35-45.
  • Персоналии
  • Автор М.В. Осорина

Комментарии (2):

Гость, 03 января 2020 г. в 17:02

При всем уважении к званиям, заслугам, бабуле пора на покой давно. Уже который курс от неё в шоке - у женщины деменция! Никогда не консультировавший психолог учит практике, никогда не бывавшая мамой тетка (ее, кстати, выражение), учит как быть мамой.

1 ответ
Гость, 15 мая 2020 г. в 11:09

Позвольте не согласиться с вами. Мария Владимировна занимается детством, а точнее, не детской психологией, а именно детством, как субкультурой, о которой взрослые мало что помнят.

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Чем свалка привлекательна для ребенка
Одним из первых «злачных мест», которые открывает для себя ребенок на осваиваемой им территории, несомненно, является помойка. 
01 янв. 2010 г.
Чему можно научиться на ледяной горке
Катание с гор — это традиционная русская зимняя забава, которая устойчиво сохраняется в детском быту по сей день, но, к сожалению, почти ушла как вид развлечения взрослых. Из века в век для каждого нового поколения воспроизводятся события на горках. Их участники приобретают ценный, во многом — уникальный опыт, достойный того, чтобы присмотреться к нему повнимательнее.
01 янв. 2010 г.
Что делает городской ребенок на прогулке?
«Ма, можно пойти погулять?» В этом вопросе и надежда, и затаенный страх отказа, и предвкушение радости прогулки. Короткая пауза — разрешение получено. Через секунду уже слышен быстрый топот ног по лестнице. «Ну куда ты несешься, осторожнее! Чтобы был дома в пять!» — кричит мать вдогонку. А сама удивляется: как можно каждый день так страстно стремиться в обшарпанный двор со сломанными качелями? Ведь там все знакомо как свои пять пальцев, и нет ничего интересного. Правда, в глубине души мать знает, что её ребенок умудрится везде найти себе занятие, особенно если будет с приятелем.
01 янв. 2010 г.
Детская практика посещения «страшных мест»
В этой работе мы познакомимся с потаенными от взрослых сторонами детского территориального поведения. Многие из них основаны на нарушении территориальных запретов. Причем запретов вполне разумных, с необходимостью которых согласится любой здравомыслящий человек любого возраста. Но дети руководствуются здесь не разумом.
01 окт. 2022 г.
Детские «секреты»
Начнём с того, что дети довольно часто роняют разные предметы и падают сами. Этот живой смысл заставляет их проникнуться великой идеей того, что всему стоящему и лежащему на земле она дает опору, является поддержкой и конечным пунктом движения всех тел: дальше земли падать некуда.
01 янв. 2010 г.
Детские страшилки
Домашний мир для ребенка ― это всегда сплав предметно-пространственной среды дома, отношений в семье и собственных переживаний и фантазий, привязанных к вещам и людям, населяющим дом. 
01 янв. 2010 г.
Как дети налаживают отношения с ландшафтом
Освоение ребенком территории можно рассматривать как процесс налаживания контакта с нею. По сути, это своеобразный диалог, в котором участвуют две стороны — ребенок и ландшафт. 
01 янв. 2010 г.
Каким должно быть место детского отдыха и игр
В любой искусственно создаваемой для детей предметно-пространственной среде взрослые всегда материализуют свою систему представлений о том, что полезно и хорошо для ребенка. 
01 янв. 2010 г.
Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей
Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом и разнообразно взаимодействующих миров.
01 янв. 2010 г.
Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях
Освоение домашнего пространства и освоение пространства собственного тела ― плотского дома души ― идут у маленького ребенка параллельными путями и, как правило, одновременно. 
01 янв. 2010 г.
Освоение пространства дома: материализация «Я»
Понятие «дом» для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: «Мой дом — моя крепость».
01 янв. 2010 г.
Освоение ребенком общественного транспорта
Понятие «транспорт» охватывает различные движущиеся средства, при помощи которых могут перемещаться в пространстве люди и грузы. Разнообразные литературные тексты, сказки, телевидение, собственный жизненный опыт довольно рано открывают ребенку идею путешествий (близких, дальних и даже в другие миры) и то, как важно обладать эффективным средством передвижения для покорения пространства.
01 янв. 2010 г.
Выход ребенка в мир: куда и с кем
Маленькие дети выходят за порог родного дома только со взрослыми: сначала сидя в коляске или на руках родителей, потом ― на своих двоих. 
01 янв. 2010 г.
Зачем дети строят «штаб»
«В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышей этого сарая развевался маленький красный флаг. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода». Так, поначалу издали и извне, начинает знакомиться читатель знаменитой книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».