Осорина, Мария Владимировна

01 января 2010 г. в 06:48

Мария Владимировна Осорина (род. 6 декабря 1950) — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества.

В работах Осориной развиваются взгляды Жана Пиаже, рассматриваются традиции детской субкультуры с точки зрения их функциональной роли в развитии психики ребёнка.

Научные интересы:

  • Процессы понимания;
  • Роль образов в мышлении;
  • Психология детской субкультуры;
  • Психология детского изобразительного творчества .

Читаемые курсы:

  • «Общая психология. Часть I. Психические процессы»;
  • «Развитие интеллектуальных навыков»;
  • «Психология детской субкультуры».

Научная работа. Гранты:

  • Заманаева Ю.В. Утрата близкого человека – испытание жизнью. Изд-во СПбГУ, 2007, (по гранту РГНФ№ 06-06-16025 д руководитель НИР СПбГУ. Информационно-энергетические аспекты когнитивной деятельности. 2011-2013, исполнитель

Награды:

  • 2001: почетный знак факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • 2004: знак «Почетный работник высшего профессионального образования»

Избранные публикации

  1. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2011. — 368 с. — (Сам себе психолог. Избранное). — 3500 экз. — ISBN 978-5-49807-632-4, ISBN 978-5-459-00692-6.
  2. Осорина М. В. Значение исследований осязания в научном творчестве Л. М. Веккера // Психологический журнал. — 2008. — Т. 29. — № 5. — С. 44.
  3. Осорина М. В. Пространственная пульсация ментального образа и ее проявления в детском фантазировании // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов : Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера (21–22 октября 2008 года) / ответственные редакторы М. А. Холодная и М. В. Осорина. — СПб., 2008. — С. 110-119.
  4. Осорина М. В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. — Л.: Наука, 1985. — С. 47-64.
  5. Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. — 1983. — № 3. — С. 35-45.
Файлы:
  • Персоналии
  • Автор М.В. Осорина

Комментарии (2):

Гость, 03 января 2020 г. в 17:02

При всем уважении к званиям, заслугам, бабуле пора на покой давно. Уже который курс от неё в шоке - у женщины деменция! Никогда не консультировавший психолог учит практике, никогда не бывавшая мамой тетка (ее, кстати, выражение), учит как быть мамой.

1 ответ
Гость, 15 мая 2020 г. в 11:09

Позвольте не согласиться с вами. Мария Владимировна занимается детством, а точнее, не детской психологией, а именно детством, как субкультурой, о которой взрослые мало что помнят.

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Чем свалка привлекательна для ребенка
Одним из первых «злачных мест», которые открывает для себя ребенок на осваиваемой им территории, несомненно, является помойка. В старых районах Петербурга помойка - это мусорные баки, стоящие во дворе-колодце; в новостройках - контейнеры на специальных площадках между домами. Но независимо от своего местонахождения помойка обычно раздражает взрослого горожанина обилием валяющегося вокруг нее мусора, кучами коробок, выброшенных из магазинов, домашним барахлом, разложенным рядом с бачками для нищих, многочисленными кошками, шныряющими по этим грудам, специфическим запахом и прочими неприятными подробностями.
01 янв. 2010 г.
Чему можно научиться на ледяной горке
Катание с гор — это традиционная русская зимняя забава, которая устойчиво сохраняется в детском быту по сей день, но, к сожалению, почти ушла как вид развлечения взрослых. Из века в век для каждого нового поколения воспроизводятся события на горках. Их участники приобретают ценный, во многом — уникальный опыт, достойный того, чтобы присмотреться к нему повнимательнее.
01 янв. 2010 г.
Что делает городской ребенок на прогулке?
«Ма, можно пойти погулять?» В этом вопросе и надежда, и затаенный страх отказа, и предвкушение радости прогулки. Короткая пауза — разрешение получено. Через секунду уже слышен быстрый топот ног по лестнице. «Ну куда ты несешься, осторожнее! Чтобы был дома в пять!» — кричит мать вдогонку. А сама удивляется: как можно каждый день так страстно стремиться в обшарпанный двор со сломанными качелями? Ведь там все знакомо как свои пять пальцев, и нет ничего интересного. Правда, в глубине души мать знает, что её ребенок умудрится везде найти себе занятие, особенно если будет с приятелем.
01 янв. 2010 г.
Детская практика посещения "страшных мест"
В этой работе мы познакомимся с потаенными от взрослых сторонами детского территориального поведения. Многие из них основаны на нарушении территориальных запретов. Причем запретов вполне разумных, с необходимостью которых согласится любой здравомыслящий человек любого возраста. Но дети руководствуются здесь не разумом.
01 окт. 2022 г.
Детские «секреты»
Начнём с того, что дети довольно часто роняют разные предметы и падают сами. Этот живой смысл заставляет их проникнуться великой идеей того, что всему стоящему и лежащему на земле она дает опору, является поддержкой и конечным пунктом движения всех тел: дальше земли падать некуда.
01 янв. 2010 г.
Детские страшилки
Домашний мир для ребенка - это всегда сплав предметно-пространственной среды дома, отношений в семье и собственных переживаний и фантазий, привязанных к вещам и людям, населяющим дом. Никогда нельзя заранее предположить, что именно в мире дома окажется для ребенка наиболее важным, что сохранится в его памяти и повлияет на дальнейшую жизнь. Иногда это бывают, казалось бы, чисто внешние признаки жилища. Но если они связываются с глубокими переживаниями личного и мировоззренческого характера, то начинают предопределять жизненные выборы.;;
01 янв. 2010 г.
Как дети налаживают отношения с ландшафтом
Освоение ребенком территории можно рассматривать как процесс налаживания контакта с нею. По сути, это своеобразный диалог, в котором участвуют две стороны — ребенок и ландшафт. Каждая из сторон открывает себя в этом общении; ландшафт раскрывается перед ребенком через многообразие своих элементов и свойств (рельеф местности, находящиеся там природные и рукотворные объекты, растительность, живность и т. д.), а ребенок проявляется в разнообразии своей психической активности (наблюдательности, изобретательском мышлении, фантазировании, эмоциональном переживании). Именно психическая развитость и активность ребенка определяет характер его душевного отклика на ландшафт и формы взаимодействия с ним, которые изобретает ребенок.
01 янв. 2010 г.
Каким должно быть место детского отдыха и игр
В любой искусственно создаваемой для детей предметно-пространственной среде взрослые всегда материализуют свою систему представлений о том, что полезно и хорошо для ребенка. Психологический анализ того, как оборудованы групповые помещения в детском саду, как выглядит школьный класс, психотерапевтическая игровая комната или детская площадка покажет нам, каким образом ожидания и даже требования взрослых в отношении поведения детей в этих местах закреплены в выборе, характере и способе размещения присутствующих там предметов.
01 янв. 2010 г.
Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей
Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом и разнообразно взаимодействующих миров. Некоторые из этих миров отчетливо видимы, другие - как, например, мир психической жизни, - будучи незримыми, воплощаются в материале других миров, становясь таким образом зримыми, чувственно воспринимаемыми.
01 янв. 2010 г.
Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях
Освоение домашнего пространства и освоение пространства собственного тела - плотского дома души - идут у маленького ребенка параллельными путями и, как правило, одновременно. Во-первых, оба они подчиняются общим закономерностям, так как являются двумя сторонами одного процесса, связанного с развитием интеллекта ребенка. Во-вторых, ребенок познает окружающее пространство через активное перемещение в нем, проживая и буквально промеряя его своим телом, которое становится здесь чем-то вроде измерительного прибора, масштабной линейки.
01 янв. 2010 г.
Освоение пространства дома: материализация «Я»
Понятие «дом» для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: «Мой дом — моя крепость». Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма, — точка, в пространстве социального мира, где он обретается: «Давайте обменяемся адресами, скажите мне свои координаты!»
01 янв. 2010 г.
Освоение ребенком общественного транспорта
Понятие «транспорт» охватывает различные движущиеся средства, при помощи которых могут перемещаться в пространстве люди и грузы. Разнообразные литературные тексты, сказки, телевидение, собственный жизненный опыт довольно рано открывают ребенку идею путешествий (близких, дальних и даже в другие миры) и то, как важно обладать эффективным средством передвижения для покорения пространства.
01 янв. 2010 г.
Выход ребенка в мир: куда и с кем
Маленькие дети выходят за порог родного дома только со взрослыми: сначала сидя в коляске или на руках родителей, потом - на своих двоих. Когда ребенок уже хорошо ходит и вполне самостоятелен, взрослый старается следить за тем, чтобы ребенок на прогулке все время оставался в поле его досягаемости. Обычно маленькие дети тоже боятся потерять взрослого из виду. Ведь взрослый - это оплот стабильности, символ безопасности, важнейший ориентир в детской системе координат.
01 янв. 2010 г.
Зачем дети строят «штаб»
В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышей этого сарая развевался маленький красный флаг. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода». Так, поначалу издали и извне, начинает знакомиться читатель знаменитой книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» с сараем, где помещался «штаб» компании местных детей под предводительством тринадцатилетнего мальчика Тимура. Вскоре вместе с главной героиней, девочкой Женей, читатель получает возможность осмотреть это место изнутри.;;