Личностный рост как процесс

11 сентября 2006 г. в 20:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Личностный рост как процесс, как один из механизмов роста и развития личности — это позитивные изменения в личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.

Это описывается как внутренняя динамика ядра личности в процессе его взаимодействия с окружением.

Яблоню в саду для лучшего роста можно подкармливать, но бесполезно развивать: рост яблони идет как разворачивания того, чтобы заложено в ней природой. Из семечка клена может вырасти только клен, дуб не вырастет.

Думается, что при строгом определении понятие «личностный рост» имеет три основных критерия.

Первый и основной критерий — увеличение личностного потенциала произошло вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.

У человека многое может что расти и увеличиваться, чему он будет радоваться. У него может улучшаться память, укрепляться внимание, увеличиваться мышечная масса, становиться быстрее сила удара — но понятно, что эти позитивные улучшения к личностному росту не относятся. А если молодой человек научился играть на гитаре и на Форексе, является ли это для него личностным ростом?

Именно то, что личностный рост происходит изнутри, сам, является один из главных отличий его от личностного развития, которое производится кем-то и, как правило, извне. Важно отметить, что представление о естественном и доброкачественном разворачивании некоторого личностного ядра разделяется далеко не всеми психологами, оно возможно только в тех подходах, где есть представление о личностном ядре и позитивной природе человека — в первую очередь, в подходе гуманистическом. Бихевиоризм или классический психоанализ подобного видения природы человека не разделяют и о понятием «личностный рост» не пользуются.

В синтон-подходе, развивающей культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, есть представление о второй природе человеке, сплаве его биологического начала и культурного развития. Ребенок растет не один, а в экосистеме. Развитие ребенка задается не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения «семечек» из общекультурного окружения или осознанной работы «садовника»: родителей и педагогов.

Второй критерий — увеличение личностного потенциала происходило на фоне изначального состояния душевного здоровья. О росте говорят, только имея в виду нечто здоровое. Если увеличивается масса тела у дистрофика, говорят не о росте, а о том, что больной пошел на поправку. В связи с этим едва ли правомерно говорить о личностном росте, происходящем в процессе подлинной психотерапии, где происходило то или иное лечение болезненных состояний.

Если же психолог лишь называет себя психотерапевтом, а в реальности работает с локальными проблемами клиентов, которые вполне душевно здоровы, как это нередко бывает в гештальт-терапии и клиент-центрированном подходе К. Роджерса, то вполне оправдано говорить о психокоррекционной работе, приводящей к малому личностному росту.

Третий критерий — личностный рост результативен, увеличение личностного потенциала дало объективные, фиксируемые результаты в жизни человека.

Критерии личностного роста во многом субъективны и зависят от того, кто его оценивает, как его понимает и на что обращает внимание. Эти критерии будут разными у представителей различных психологических школ и течений, у людей с разными психотипами, у процессников и результатников, у мужчин и женщин. Личностный рост по-женски, это внутреннее событие, он скорее субъективен и чувствуется в первую очередь самим человеком. Личностный рост по-мужски, это внешние результаты, которые можно объективно оценить или измерить. Оценивая свой личностный рост, женщины более полагаются на свои чувства и собственное самоощущение. Мужчины — на объективные показатели. Если же нам важны конкретные показатели, мелкие детали и подробности личностного роста — видеть, что рост личности идет, насколько успешно идет, на каком человек этапе и в какую сторону растет/развивается — мы обратимся к показателям личностного роста.

Тот же личностный рост, который на слуху, в популярных книгах и в рекламе тренингов — в принципе не научное понятие, а популярный брэнд. Выходят книги, посвященные (вроде бы) личностному росту, ведутся тренинги (якобы) личностного роста, при этом на самом деле книги и тренинги могут быть не совсем про личностный рост. Про что? Про личную жизнь, взаимоотношения, что делать с депрессией, как найти работу… Все вопросы важные, жизненные, и книги и тренинги могут быть полезными, только к теме личностного роста их можно отнести лишь при самом широком толковании термина. А почему их все выпускают под шапкой «личностный рост» — это вопрос маркетинга. Они так просто лучше продаются.

Механизмы и осуществление личностного роста

Для личностного роста, как и для любого роста, требуется кормление, лечение, поддержка, плюс возможно саморазвитие. Что касается психологического арсенала, используемого на пути личностного роста, то это в первую очередь поддерживающие и оздоравливающие программы, создание свободной поддерживающей среды и вера в человека. См.

Файлы:
  • Личностный рост как процесс
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 июл. 2014 г.
Личностный рост
Позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увеличение потенциала личности. 
01 окт. 2022 г.
Показатели личностного роста
Если понимать личностный рост широко, то это увеличение личностного потенциала, способность человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.
01 янв. 2006 г.
Ребенок растет не один, а в экосистеме
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно. 
01 янв. 2006 г.
Тренинги личностного роста
Личностный рост — это увеличение потенциала личности.