Личность в основных разделах психологии
Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность.
В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности -
это относительно устойчивая система поведения индивида, которая характеризуется тем, что построена прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность - это осознание себя и своего личного существования (см.→).
Итак, личность возможна там, где есть интегрирующее начало психических процессов в человеке, но далее понятие личности начинает уточняться, становиться все более и более узким.
Личность в самом широком понимании – это то, что отличает одного человека от другого, перечень всех ее свойств, это индивидуальность.
При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Тут точнее говорить не о личности, а об индивиде, его индивидуальности, об особенностях его природного организма. См.→
Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, член общества, это совокупность социальных и личностных ролей. См.→
По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть с обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.
Социальные привычки - социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.
Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это «я сам», но без «Я». Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→
Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать. Смотри Рождение личности
Пациент Фрейда - это тот, кто не удачно родился в первый раз, он не знает, к какой группе ему «пристать», в его семье было не все хорошо, и он не считает это «своим». Кроме того, он не родился второй раз, потому что не понимает разницы между Я и ОНО.