Личность — ответственный субъект волеизъявления

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Расшифруем:

Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением. У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но — не личность. У него нет своего Я.

Личность тот, кто заявляет свое Я, свои желания и распоряжения, кто способен делать свое. Личность предполагает внутреннюю свободу — свободу как пользоваться социальными шаблонами, так и не пользоваться ими, свободу как выполнить внешние требования, так и принять собственное решение, свободу как накормить свое тело, так и отвернуться от пищи к тому, что сейчас более важно. Чем больше этой свободы — тем более человек является личностью. Быть личностью — это быть живым и свободным, делать свое.

Но личность — не просто субъект волеизъявления, а ответственный субъект. Волеизъявление создает личность, ответственность создает рост и высоту личности. Ребенок, когда сильно настаивает на своих потребностях — уже немного личность; но когда ребенок не просто кричит, а предлагает что-то свое — он личность больше. Ребенок научился сам завязывать шнурки и говорит: «Я сам!» — личность подрастает, молодой человек стал себя содержать, стал самостоятельным — шаг следующий. Взрослый, который оставил след своей жизни в памяти многих — большая личность.

Авторы этого подхода

Понимание личности как самости, как того, кто сам выбирает, строит и контролирует свою жизнь, близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. Статья «Онтологический статус личности» А.Л. Анисина — о том же.

Личностное

«Личностное», как общеупотребительное понятие, задается следующими ключевыми словами: глубинное, направленность жизни, сам. См.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Теории личности
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Кризис трех лет
Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток.
01 янв. 2006 г.
Личность
Личность — это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. 
31 дек. 2005 г.
Личностное
«Личностное», как общеупотребительное понятие, задается следующими ключевыми словами: социальное, глубинное, направленность жизни, Автор.
31 дек. 2011 г.
Онтологический статус личности
Личность не появляется у человека в некий момент его жизни, человек всегда уже есть личность. Становление человеческой личности не есть «построение» ее, – скорее раскрытие, подобное тому, как раскрывается цветочный бутон. Личность вырастает изнутри самой себя. Та помощь, которую воспитатель может оказать ей в этом ее произрастании, заключается, во-первых, в обеспечении свободы роста через различные виды творческой деятельности, а во-вторых, в поддержании ее «питания» через религиозно-нравственное воспитание: воспитывать – и есть вскармливать духовно. Религиозная и нравственная жизнь – это и есть тот источник, из которого личность черпает свою неотмирную силу.
01 окт. 2022 г.
Социальные нормы
Социальные нормы — системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом.