Этология человека

01 октября 2022 г. в 21:27

​​​​​​​Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования

Предпосылки этологии человека

Что такое человек? Этот вопрос задавался на протяжении всей человеческой истории священниками, философами, художниками, учеными. Дилемма «природа или воспитание» (в отечественном варианте - биологическое или социальное) обсуждалась учеными с древнейших времен. Положение о наследовании черт поведения высказывали еще Гиппократ и Гален. С появлением теории Дарвина спор о природе человека приобрел в научном мире новый ракурс. Речь идет о длящейся уже более сотни лет дискуссии между сторонниками концепций о биологической и социальной сущности человека.

Постепенно, к началу 80-х годов, исследователи самых разных областей знания стали приходить к пониманию необходимости синтеза естественно-научных и гуманитарных знаний для понимания сущности человеческого поведения. В нашей стране отражением этих тенденций явилось развитие концепций о биосоциальной природе человека [Ефимов, 1981; Зубов, 1983]. В начале 80-х годов многие психологи, социологи, антропологи наравне с этологами обратились к интеракционистскому подходу, рассматривающему поведение как итог взаимодействия индивидуальной человеческой конституции и окружающей среды. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет. Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники - человеко­образные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры - языка, верований, обычаев, морали (Schlefenhovel, 1994]. Чтобы понять человеческую сущность, нужно понимать, что гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции [Wilson, 1998]. Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук.

Формирование этологии человека как самостоятельной дисциплины

Этология человека как наука стала складываться к началу 70-х годов нашего века. Каковы же реальные основания считать эту область исследований самостоятельной научной дисциплиной?

Чарльз Дарвин, предложивший свою эволюционную теорию, с полным правом может считаться первым ученым, обратившимся к проблемам биологии человеческого поведения [Eibl-Eibesfeldt., 1997]. К. Лоренц и Н. Тинберген - основоположники этологии - в качестве одной из важнейших задач рассматривали проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия» Лоренц посвящает целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека (Lorenz, 1966). В двух более поздних произведениях «По ту сторону зеркала» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека» он развивает идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества [Lorenz, 1973; 1977]. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и значении этологических подходов в изучении психических нарушений у человека (Tinbergen,1974).

Необходимость применения этологических подходов для объяснения поведения человека стала совершенно очевидной для ученых, пытающихся постичь природу человеческого поведения, уже в 60-е годы. Не только сами этологи, но и многие психологи, психиатры, психоаналитики, антро­пологи, зоологи в начале 70-х годов заговорили о необходимости развития этологии человека. Среди них ставшие теперь известными И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие другие. К началу 70-х годов сложилось реальное, достаточно репрезентативное научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека.

Своеобразное пограничное положение новой научной дисциплины вызвало большие и острые дискуссии. Зоолог д. Моррис одним из первых занялся популяризацией этологии человека. Он получил значительную известность именно благодаря своим книгам и телепередачам о поведении человека. В книгах «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк», предлагался своеобразный, зоологический, взгляд на поведение человека, обсуждались черты сходства невербальной коммуникации и социальной структуры человека с другими приматами [Moris, 1967; 1971). Книги были написаны популярно, для широкого круга читателей и оказали неоднозначное влияние на общественность. Крайнее упрощение и грубое экстраполирование при сопоставлении человека и животных вызвали заслуженные протесты равным образом как с стороны гуманитариев, так и со сто­роны биологов. Даже по истечении нескольких десятков лет этология человека продолжает терпеть нападки со стороны критиков, причем по большей части обвинения в редукционизме - не что иное, как отголоски негативной реакции на книги Д. Морриса [Еibl-Eibesfeldt, 1997]. Вместе с тем, работы Д. Морриса неверно было бы расценивать как сугубо негативно явление. Именно то обстоятельство, что он предложил широкой публике биологический взгляд на происхождение человеческого поведения, и заставил людей задуматься над своим эволюционным прошлым, несомненно облегчило задачу последующих поколений этологов и вызвало значительный приток студентов в этологию человека.

Д. Моррис стимулировал дискуссии между гуманитариями и биологами о филогенетических корнях человеческой сексуальности, родительского поведения, кооперации, агрессии и структурирования социальных Отношений. К настоящему времени представления о гомологии мимических выражений у человека и шимпанзе не выглядят более шокирующими. В курсе культурной антропологии можно услышать о филогенетических корнях материнского поведения или о культурных традициях у человекообразных обезьян (шимпанзе) [Quiatt, Reynolds, 1993].

Этология человека как наука оформилась в значительной мере благодаря усилиям И. Айбл-Айбесфельдта. В 1967 г. И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал в книге «Этология - биология поведения» главу, посвященную человеку (английский перевод был опубликован в 1970 и 1975 гг. соответственно) [Еibl-Eibesfeldt, 1975]. О реальном формировании новой научной дисциплины свидетельствует также образование в 1970 г. в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка. Рост интереса к этой дисциплине привел в 1978 г. к созданию Международного общества этологии человека. В настоящее время Международное общество этологии человека объединяет специалистов из 37 стран мира, в том числе из США (более 200 членов). Общество проводит ежегодные конференции и выпускает свою газету (Human Ethology Bulletin). Этологи также участвуют в работе другого международного научного общества - Общества по изучению эволюции и поведения человека. Существенная доля членов вышеуказанных обществ, изучающих поведение человека, представлена психологами, физическими антропологами, приматологами, культурными антропологами и экологами (П. Экман, Л. Милей, П. Лафреньер, Ч. Кроуфорд, К. Макдональд, Г. Вейсфельд, П. Экман, Э. Кешдан, М. Вильсон, М. Дали, Р. Бойд, В. Айронс, д. Силк, Дж. Ланкастер, Б. Фуллер, Ф. де Ваал; МакГрю, Л. Маршант, П. Ричардсон и др.).

Результаты исследований по этологии человека обсуждаются регулярно на ежегодных конгрессах этих двух обществ, равно как и на секции по этологии человека в рамках всемирных конгрессов по этологии. Этология человека представлена рядом международных журналов (Human Nature; Ethology аnd Sociobiology, в настоящее время известный как Evolution and Human Behavior), статьи этого профиля публикуются также в журналах по общей этологии (Ethology; Aggressive Behavior; Behaviour: Journal of Nonverbal Behavior; Journal of Personality and Social Psychology; Behavioral аnd Brain Sciences; Chi1d Development; Current Anthropology).

Курс «Этология человека» преподается во многих странах мира для студентов разных специальностей: биологов, психологов, медиков, социологов. антропологов, экономистов, политологов. К примеру В. Шифенхоевель и М. Шлейдт преподают такой курс в Университете г. Инсбрука (Австрия) в течение девяти лет, и каждый семестр его посещают около 200 студентов. Аналогичный курс регулярно читают в Венском университете К. Граммер и К. Атсвангер. Этологию человека преподают в университете им. Гумбольта в Берлине Р. Зигмунд и К. Вермке, а также в Мюнхенском университете, в Германии, где этот курс читают В. Шифенхоевель и К. Крук. В США и Канаде основы этологии человека преподают во многих университетах в качестве отдельного курса, как составная часть курса по общей этологии и в сочетании с эволюционной психологией. Его читают такие известные специалисты, как Г. Вейсфельд, Л. Милей, К Макдональд, Дж. Силк и многие другие). Этология человека как учебная дисциплина широко преподается также в Японии (Токийский университет, университеты городов Йокогама, Осоки, Киото и ряд других). Все перечисленные факты свидетельствуют однозначно о том, что в настоящее время мы имеем дело со сложившейся дисциплиной, имеющей свои научные школы, общества, регулярные научные собрания, периодические издания.

  • Этология
  • Человек
  • Автор М.Л. Бутовская
  • Кросс-культурные исследования

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Агрессия и урегулирование социальных отношений в коллективе"
01 окт. 2022 г.
Проблемы агрессии и ее урегулирования в обществе постоянно занимают специалистов в области наук о поведении. Этологи - не исключение из этого правила. Именно они в последние годы наиболее активно занимаются поиском общих механизмов поддержания социального равновесия в группе. Важнейшим вопросом является анализ поведенческих взаимодействий, происходящих сразу после конфликтов. В частности, этологи, применяя эволюционный подход, пытаются ответить на вопрос, почему люди примиряются. Существуют две основные гипотезы, объясняющие функциональные аспекты пост-конфликтого аффилиативного поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Амбивалентность человеческого поведения"
01 окт. 2022 г.
Недоверие к незнакомцам представляет собой одну из поведенческих универсалий.Негативная реакция (страх) по отношению к незнакомцу появляется у детей в возрасте 5-6 месяцев и описана во многих культурах.
Картинка к "Этология человека: кросс-культурные исследования"
01 окт. 2022 г.
Поведение человека может являть собой ритуализованные действия. Часть из них имеет филогенетическую природу, другая является следствием культурной традиции. Большая часть ритуалов возникла как способ предотвращения агрессии, умиротворения и примирения и многие ведут свое происхождение от прямого выражения угрозы. Цель ритуалов в этом случае - направить агрессию в безопасное русло.
Картинка к "Этология человека: предмет и задачи исследования"
01 окт. 2022 г.
Что такое этология человека? И. Айбл-Айбесфельдт исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы , приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.
Картинка к "Этология детства"
01 окт. 2022 г.
В 60-е были проведены первые этологические исследования поведения детей. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю
Картинка к "Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка"
01 окт. 2022 г.
Второй пример этологического анализа детского поведения - работа М. Боултона и П. Смита [Boulton, Smith, 1992]. Эти авторы анализируют природу игровой борьбы и игры-преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Боултон и Смит считают, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре.
Картинка к "Поведение как система"
01 окт. 2022 г.
Центральным свойством системы поведения является упорядоченное взаимодействие ее компонентов для достижения конечной цели. Взаимосвязь обеспечивается с помощью цепей переходов между элементами и может рассматриваться в качестве специфического этологического механизма функционирования этой системы.