Этические способы жизни
Этические способы жизни - способы жизни, имеющие в виду этику, этичность отношений к другим людям и жизни в целом.
Отношение к другим людям
Первый важнейший пункт этического способа жизни - отношение человека к другим людям.
«…Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. „Сердце“ человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинной психологии. Здесь вместе с тем область „стыка“ психологии с этикой» - Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, с.262-263.
Второй главный пукнт этического способа жизни - отношения человека к жизни в целом.
Этические способы жизни и Позиции восприятия
Представление о позициях восприятия тесно связано с этическими способами жизни. Человек к нулевой позиции вне этики, он действует автоматически, думая, по шаблону. Начиная с первой позиции человек может делать тот или иной этический выбор, но только в пятой позиции - позиции Ангела - человек естественным для себя образом живет как человек этичный. Развитость позиций восприятия - с первой по четвертую - определяет эффективность его действий как человека этичного.
Этические способы жизни и Этическая типология личности
В соответствии с этической типологией личности, предложенной Н.И.Козловым, по этическому способу жизни люди делятся на четыре категории: Творцы, Потребители, Романтики и Паразиты. Смотри Этическая типология личности: этикотипы
Этические способы жизни, вместе с Позициями восприятия, - основной способ практической этики, практикумый в Синтоне.
Этическая типология на практике
Мужчина по имени А считает, что он абсолютный творец и подкрепляет свое мнение множеством фактов их жизни. Он действительно брал на себя инициативу и заботился об окружающих, «тащил» за собой коллектив к выполнению целей. Но коллектив видели в действиях А поведение потребителя, потому что считали, что все его действия, были направлены на удовлетворение собственных потребностей (получение личного бонуса). См.→