Доброта
В детстве и юношестве доброта - одно из самых надежных средств обращения ребенка и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к сотрудничеству. Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы и как и шаблонного поведения, является шагом вперед в направлении социализации ребенка.
В зрелом возрасте доброта должна быть дополнена реализмом, умением видеть перспективу и другими моментами жизненной мудрости, иначе добротой оказывается кривой и ею начинают пользоваться паразиты, попрошайки и любители позиции Жертвы↑.
Доброта лучше всего передается достойным примером: собственной добротой, соединенной с мудростью↑.
Можно спорить, насколько созидательна та или иная доброта, но в целом доброта и воспитание доброты являются ориентиром для большинства людей, которым дорога человеческая культура. Собрание примеров красивой доброты - радует. Порадуемся вместе? См. Капельки добра
Что стоит за добротой? То, что видится добротой, может быть добротой на самом деле, а может иметь и совсем другие корни. Когда-то доброта - просто привычное реагирование, когда-то социальная маска, когда-то внутриличностная защита.
По самоанализу руководителя психотерапевтической общины "Китеж" Дмитрия Морозова, "Я думал, что буду добрым и бог меня защитит. Теперь я знаю, что и доброта – это просто попытка договориться с опасным миром: «Не убивайте меня, видите, какой я милый, хороший, добрый!»
Важно - зная, что за добротой могут быть и совсем другие корни, не отрицать искреннюю доброту↑. То, что бриллианты могут быть поддельными, только подчеркивает то, что бриллианты могут быть и настоящими. Как и настоящая человеческая доброта.
Доброта и тест Кеттелла
В тексте Кеттелла Фактор А - Аффектотимия (сердечность, доброта) противопоставляется Сизотимии (обособленность, отчужденность) См.→