Дети: деятели и паразиты
Ребенок-деятель - ребенок, любящий делать все сам, добиваться всего самостоятельно. Ребенок-паразит - ребенок, привыкший, чтобы для него все делали другие.
Каким будет ребенок, определяется и врожденными склонностями, и складывающейся ситуацией, и сознательной педагогической стратегией взрослых. Похоже, что свой изначальный выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни.
Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень интересно. Так определился в своем выборе Деятель.
А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго. Так родился Паразит.
Воспитание (не)самостоятельности
Несамостоятельность - не вполне и не всегда черта характера, чаще это выученное, привычное поведение, либо шаблонно перенятое у таких же окружающих, либо используемое в связи с теми или иными условными выгодами. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несомостоятельного поведения↑. Что можно и нужно делать, чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными? См.→