Воспитание (не)самостоятельности: зарисовки из жизни
Автор: Алексей Мельников
Выпускник Университета практической психологии
По лекциям проф. Н.И. Козлова
Спортивная секция единоборств. Начало занятий, в раздевалку вбегают радостные 6-8-летние ребята и девчонки. Редко у кого в руках или за спиной рюкзачки со спортивной амуницией — в большинстве случаев форму несут родители, бабушки, дедушки. Понятно, что старшие за них делают все. Кто-то ставит детей на кресла и начинает переодевать, торопя и подгоняя — дети только успевают поднимать руки, ноги, послушно давая снимать одежду. Затем на них одевают форму, а они радостные и не очень (после услышанных слов: «Чего копаешься!», «Ну, ты что, уснул?», «Давай быстрей!» и т. д.) начинают носиться по вестибюлю, а родители, сложив и повесив их одежду, продолжают «воспитание»: «Прекрати бегать!», «Ты как себя ведешь?», «А, ну-ка, прекрати!» и т. п.
Дети унеслись на тренировку, родители переводят дух и восстанавливают силы. Тренировка завершается, в раздевалку снова вваливается толпа раскрасневшихся, потных и довольных ребятишек... Как встречают их родители? «Давай быстрей!», «Чего копаешься!», «Я сейчас уйду, если не будешь слушаться!» — и при этом снова все делают за них. Дети стоят, родители вокруг них трудятся.
Это — неправильно. Нести свою форму дети могут сами. Раздеваться и одеваться ребята умеют. Это наши руки, обгоняя нашу голову, тянутся сделать их работу за них. Это мы, родители, спешим, опаздываем, поэтому их и подгоняем, торопим, срываемся на наших любимых детишек.
Что движет родителями, если они тратят свое время (и деньги) и водят своих детей на тренировки? Не сомневаюсь, — любовь, желание привить самостоятельность, дисциплину и ответственность. Что будет результатом таких родительских усилий? Видимо, все-таки что-то другое: уверенность детей, что родители обязаны их обслуживать.
Можно ли все это делать по-другому? Можно. Я это видел. Эти родители с ребенком приходили чуть раньше. У мальчика за спиной был ранец, в котором лежала форма. Его не торопили, когда он переодевался. Снимал он все сам. Аккуратно сам складывал свою одежду. Самое главное, его не одергивали, не ругали, а терпеливо находились рядом с ним. С ним разговаривали, шутили. Помогали ему? Да, но только когда он обращался с просьбой сам и в отношении того, чего он сам пока не мог.
Повесить куртку на вешалку — действительно не может, слишком высоко. Правильно завязать форму — да, с этим он пока не справляется, родители помогают.
Все остальное ребенок делает сам. Не быстро, но родители его не одергивали: ждали, подсказывали, похваливали. Конечно, пока он уходил последний, но ведь одевался и складывал свои вещи он сам! И свою спортивную форму (пусть часть ее), но он сам в своем ранце — и делал это с гордостью. Возможно, его родителям требуется больше терпения, но они работают на перспективу, на его самостоятельность.
Глядя на этот пример, я тоже решил последовать такому поведению. Дал себе задание: сдержать свои руки и дать возможность сыну самостоятельно решить задачу сушки головы. После тренировки все мокрые, и обычно сын просит меня сушить ему голову феном. А в этот раз я говорю: «Давай-ка попробуй сам — ты справишься!» Он сам вставил вилку в розетку (старался!), включил фен и начал сушить голову. Ну, пока делал он неловко и одной рукой. Не страшно, научится. Я ему подсказал: «Если второй рукой будешь помогать и ворошить волосы — дело пойдет быстрее! Раз две руки, и обе твои — используй их полностью!» Он начал ерошить свои волосы двумя руками, дело пошло веселее, и вскоре вполне довольные мы оба шли домой.
Я шел и думал: если мы хотим воспитать своих детей и тратим на это часы иногда впустую, то глупо не потратить лишние минуты, чтобы дети действительно получили уроки самостоятельности. А мы с ними станем — ближе, станем — друзьями!