Воспитание (не)самостоятельности: зарисовки из жизни

01 января 2010 г. в 09:35

Автор: Алексей Мельников

Выпускник Университета практической психологии

По лекциям проф. Н.И. Козлова

Спортивная секция единоборств. Начало занятий, в раздевалку вбегают радостные 6-8-летние ребята и девчонки. Редко у кого в руках или за спиной рюкзачки со спортивной амуницией — в большинстве случаев форму несут родители, бабушки, дедушки. Понятно, что старшие за них делают все. Кто-то ставит детей на кресла и начинает переодевать, торопя и подгоняя — дети только успевают поднимать руки, ноги, послушно давая снимать одежду. Затем на них одевают форму, а они радостные и не очень (после услышанных слов: «Чего копаешься!», «Ну, ты что, уснул?», «Давай быстрей!» и т. д.) начинают носиться по вестибюлю, а родители, сложив и повесив их одежду, продолжают «воспитание»: «Прекрати бегать!», «Ты как себя ведешь?», «А, ну-ка, прекрати!» и т. п.

Дети унеслись на тренировку, родители переводят дух и восстанавливают силы. Тренировка завершается, в раздевалку снова вваливается толпа раскрасневшихся, потных и довольных ребятишек... Как встречают их родители? «Давай быстрей!», «Чего копаешься!», «Я сейчас уйду, если не будешь слушаться!» — и при этом снова все делают за них. Дети стоят, родители вокруг них трудятся.

Это — неправильно. Нести свою форму дети могут сами. Раздеваться и одеваться ребята умеют. Это наши руки, обгоняя нашу голову, тянутся сделать их работу за них. Это мы, родители, спешим, опаздываем, поэтому их и подгоняем, торопим, срываемся на наших любимых детишек.

Что движет родителями, если они тратят свое время (и деньги) и водят своих детей на тренировки? Не сомневаюсь, — любовь, желание привить самостоятельность, дисциплину и ответственность. Что будет результатом таких родительских усилий? Видимо, все-таки что-то другое: уверенность детей, что родители обязаны их обслуживать.

Можно ли все это делать по-другому? Можно. Я это видел. Эти родители с ребенком приходили чуть раньше. У мальчика за спиной был ранец, в котором лежала форма. Его не торопили, когда он переодевался. Снимал он все сам. Аккуратно сам складывал свою одежду. Самое главное, его не одергивали, не ругали, а терпеливо находились рядом с ним. С ним разговаривали, шутили. Помогали ему? Да, но только когда он обращался с просьбой сам и в отношении того, чего он сам пока не мог.

Повесить куртку на вешалку — действительно не может, слишком высоко. Правильно завязать форму — да, с этим он пока не справляется, родители помогают.

Все остальное ребенок делает сам. Не быстро, но родители его не одергивали: ждали, подсказывали, похваливали. Конечно, пока он уходил последний, но ведь одевался и складывал свои вещи он сам! И свою спортивную форму (пусть часть ее), но он сам в своем ранце — и делал это с гордостью. Возможно, его родителям требуется больше терпения, но они работают на перспективу, на его самостоятельность.

Глядя на этот пример, я тоже решил последовать такому поведению. Дал себе задание: сдержать свои руки и дать возможность сыну самостоятельно решить задачу сушки головы. После тренировки все мокрые, и обычно сын просит меня сушить ему голову феном. А в этот раз я говорю: «Давай-ка попробуй сам — ты справишься!» Он сам вставил вилку в розетку (старался!), включил фен и начал сушить голову. Ну, пока делал он неловко и одной рукой. Не страшно, научится. Я ему подсказал: «Если второй рукой будешь помогать и ворошить волосы — дело пойдет быстрее! Раз две руки, и обе твои — используй их полностью!» Он начал ерошить свои волосы двумя руками, дело пошло веселее, и вскоре вполне довольные мы оба шли домой.

Я шел и думал: если мы хотим воспитать своих детей и тратим на это часы иногда впустую, то глупо не потратить лишние минуты, чтобы дети действительно получили уроки самостоятельности. А мы с ними станем — ближе, станем — друзьями!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Послушный или самостоятельный?
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
01 окт. 2022 г.
Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
10 сент. 2018 г.
Как договариваться с ребенком
Ребенок воспринимает все ваши наставления в штыки, и в итоге все равное поступает по-своему, или вообще ничего не делает. Как правильно действовать родителям?
01 янв. 2010 г.
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день,
01 янв. 2010 г.
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
01 янв. 2010 г.
Воспитание ответственности и самостоятельности — вопросы и ответы
Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить.
01 окт. 2022 г.
Знать и понимать ребенка. Ситуация 10
Послушание, опирающееся на сознание ребенка, содействует развитию волевых качеств, готовит растущего человека к умению управлять своими желаниями.