Знать и понимать ребенка. Ситуация 10

01 октября 2022 г. в 21:55

Автор: Л.Ф. Островская

Ситуация 10

В беседе с воспитателем мать Миши поделилась своими мыслями о том, как она добивается послушания сына.

- Мише седьмой год, скоро пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно. Мы всегда это имели в виду и потому с самого раннего детства старались воспитывать в нем умение управлять своими желаниями, отказываться от того, что не совпадает с возможностями семьи, понимать, что можно и что нельзя.

Уже сейчас мы хотим быть уверены, что и в школе, и дома он будет вести себя сознательно, отдавая отчет в том, что дозволительно, а что нет. Поэтому, выдвигая перед ним требования, мы не всегда стремимся их сформулировать в категорической форме, не допускающей возражений: «Раз приказано - слушайся!» Иногда создаем видимость, что это он сам так решил. Важно, чтобы он не слепо нас слушался, а осознанно.

Как-то пообещали с отцом в ближайший выходной свести его в музей. Как он ждал этого дня! Но обстоятельства сложились так, что пришлось отменить обещание: неожиданно из другого города приехали знакомые. Сын сначала не понял, что это меняет наши планы.

- Поездку придется сегодня отменить. Ты, конечно, догадываешься почему? - говорю ему доверительно.

- Как же так? Вы же обещали, - пытается он возразить.

(Знает, что обещания наши всегда выполняются.)

- Подумай хорошенько, как быть?

Молчит, размышляет. Сник, очень уж был настроен на поездку в музей. По лицу вижу - происходит в нем борьба между «хочу» и «необходимо».

После недолгой внутренней борьбы Миша объявляет решительно:

- Конечно, не поедем, нельзя же гостей оставить одних.

- Я не сомневалась, что ты так поступишь, - говорю ему, стараясь этим самым подкрепить в сыне уверенность в самостоятельности принятого решения.

Комментарий психолога:

Очень важно, чтобы подход к дошкольнику опирался на все возрастающее его сознание. Такой метод воздействия развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. Послушание, опирающееся на сознание ребенка, содействует развитию волевых качеств, готовит растущего человека к умению управлять своими желаниями. И главное - готовит его к дальнейшей жизни, когда ему придется самостоятельно, без родительских «директив» управлять собою.

Ситуация 11

Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

- Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать. См.→

  • Нравственное воспитание
  • Воспитание ответственности
  • Хочу и Надо
  • Воспитание самостоятельности

Комментарии (1):

Гость, 12 июня 2022 г. в 12:19

Слушайте, ну не знаю. Пример очень странный, как и поведение родителя в этом случае. Отказывать ребёнку в долгожданной поездке и взывать к его осознанности из-за неосознанности взрослых знакомых, которые не удосужились предупредить о приезде... И даже не извиниться перед сыном за нарушенное обещание... Мне кажется, это так себе тактика. Можно было бы поговорить со взрослыми и на крайний случай всем вместе съездить в музей. В конце концов, здесь родной ребёнок и ваше слово родителя, а там друзья, которые не уважили вас даже предупредительной СМС-кой.

Материалы по теме:

Картинка к "Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?"
01 янв. 2010 г.
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
3Подробнее →
Картинка к "Нравственное воспитание ребенка в разном возрасте"
01 окт. 2022 г.
Вопрос о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», какое поведение правильное, а какое недопустимое, философский, каждый родитель решает для себя сам, каким он хочет видеть своего ребенка и как он будет его воспитывать. В данной статье мы лишь попытаемся отметить те способы, с помощью которых вы можете показать ребенку, что есть в вашем понимание «плохо», а что «хорошо».
Картинка к "Воспитание (не)самостоятельности: зарисовки из жизни"
01 янв. 2010 г.
Используем лишние минуты для того, чтобы дети действительно получили уроки самостоятельности.
Картинка к "Воспитание ответственности и самостоятельности — вопросы и ответы"
01 янв. 2010 г.
Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить.