Знать и понимать ребенка. Психологический практикум
Автор: Л.Ф. Островская
Ситуация 1
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. См.→
Ситуация 2
Сережины папа и мама работают и одновременно учатся на вечернем отделении института; мальчик находится на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!»). См.→
Ситуация 3
...Трехлетний карапуз, отняв игрушку, радуется, что завладел ею и совсем не обращает внимание на слезы обиженного; приносит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Это мое!» См.→
Ситуация 4
Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется ее указаниям. В чем причина? См.→
Ситуация 5
Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима.
Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа - страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И хитрец пользуется этим. См.→
Ситуация 6
Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру:
- Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!..
Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя. Она «не слышит» уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. См.→
Ситуация 7
Костя ноет, выпрашивая разрешение задержаться «еще минуточку» у телевизора... Мама уговаривает его:
- Не надо плакать. Завтра, перед выходным, посмотришь подольше. А теперь не плачь... Ну, успокойся, не нервничай, перед сном это вредно... См.→
Ситуация 8
Валина мама спрашивает у матери Марины:
- Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, кричу, бывает и шлепну, а толку - чуть! См.→
Ситуация 9
Светлана (6 лет) разделила свой праздничный подарок на четыре равные части: старшей сестре - школьнице, маме, папе и себе. Каждому досталось очень мало. И вот девочка уже, кажется, сожалеет о своем поступке. На лице растерянность. Она уже готова все части соединить вместе, чтобы снова завладеть тем, что так щедро только что разделила между близкими. См.→
Ситуация 10
В беседе с воспитателем мать Миши поделилась своими мыслями о том, как она добивается послушания сына.
- Мише седьмой год, скоро пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно. Мы всегда это имели в виду и потому с самого раннего детства старались воспитывать в нем умение управлять своими желаниями, отказываться от того, что не совпадает с возможностями семьи, понимать, что можно и что нельзя. См.→
Ситуация 11
Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:
- Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать. См.→
Ситуация 12
Кубики строительного материала изображают ряды выстроившихся солдат. Они «перестраивались» и «маршировали», «стояли по стойке смирно и вольно»: солдаты «готовились» к параду.
Саша 5 лет громко отдавал приказания, как и подобает настоящему командиру в чине капитана.
- Сашенька, ну-ка, складывай свои кубики и собирайся гулять, - говорит бабушка своему внуку.
- Ну, бабушка!.. Какие же это кубики! Это солдаты, а я их капитан. См.→
Ситуация 13
Первые морозы затянули ручеек хрустальной коркой. Шестилетние Валерик и Женя решили проверить прочность льда. Способ самый распространенный: провалится лед или нет, если по нему пройти? Очутившись по колено в ледяной воде, им пришлось выслушать от родителей нотацию: этого делать нельзя, можно заболеть. Предупреждение, к сожалению, не подействовало: «эксперимент» повторился на следующий же день. Родители Валерика и Жени каждый по-своему стали наставлять своих сыновей. См.→
Ситуация 14
Утром четырехлетняя Маринка собирается в детский сад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? - спрашивает она.
- Нет, это не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
А девочка свое:
- Нет, красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. Мне она впору. См.→
Ситуация 15
- Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! - строго говорит отец. См.→
Ситуация 16
Мать в присутствии пятилетнего ребенка рассказывает о нем, каков аппетит, что ест с удовольствием, кого больше любит - папу, маму или бабушку, чем переболел, начиная со дня рождения. Конечно, не умалчивает и об игрушках - сколько их и какие они. А потом о главном: что сын умеет, какой он «необычный ребенок», смышленый, цитирует его высказывания и в итоге говорит: См.→
Ситуация 17
- Кого ты больше любишь - бабу Аню или бабу Веру? - ревниво допрашивают четырехлетнего внука то одна бабушка, то другая. Каждой хочется быть желаннее для своего единственного... Одна задаривает внука игрушками, другая - сладостями.
У малыша уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос:
- А что ты мне принесла? См.→
Ситуация 18
Мать спрашивает у воспитателя:
- Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким - горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение... См.→
Ситуация 19
Вадик после праздника рассказывает воспитателю:
- Вчера с папой и мамой ездили в гости, а вечером гуляли в парке: меня угощали мороженым.
- А бабушка с вами была? - спрашивает мальчика воспитатель.
Тот с пренебрежением машет рукой:
- Она дом стережет. Папа сказал: бабушка - хороший сторож. См.→