Бытие

01 октября 2022 г. в 21:24

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Бытие́философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличии от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как одно, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого, в отличие от мышления, которое ему противостоит.

Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления (сознания), соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

История понятия бытия

Древнегреческая философия о «бытии»

  • Понятия бытие и небытие в своем происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же» . Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Все, что мыслимо, есть бытие.
  • Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации.

Идеалистическая философия о «бытии»

В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления.

Материалистическая философия о «бытии»

Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы.

Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания.

Атрибуты бытия

  • Время
  • Пространство
  • Энергия
  • Информация
  • Вещество

Экзистенциализм о «бытии»

В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).

Литература

А.Л. Доброхотов. Категория бытия в классической западноевропейской философии. Издательство Московского университета. М., 1986

Файлы:
  • Философия
  • Философские термины
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (3):

Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан, 24 декабря 2014 г. в 19:24
Для того, чтобы представить ИЗНАЧАЛЬНОЕ БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (изн. БП-о) разновидно ЭЛЕМЕНТНО (Эл-тно) завершённым НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО (НИД-о) постулировать присутствие в нём двух Эл-тов с ПРОСТО и СЛОЖНО/ замкнуто системно проявляемыми СУЩНОСТЯМИ (Сщ-ями), а для представления изн. БП-а разнородно Эл-тно завершённым НИД-о постулировать присутствие в нём ещё одного Эл-та – Всевышнего и Всемогущего Бога – имеющего незамкнуто системно проявляемую Сщ-ь. Нетрудно предположить то, что уже при НИД-ном минимальном прирашении НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (неМ-ой Сс-ей) Сщ-и Бога – Духа Божьего – НИД-о минимально нисходяще направленно постоянно развёртываемой от М-ой Сс-ей Сщ-и Бога происходит преодоление противопроявляемости Его Сщ-и вследствие распада Сщ-ей ПРОСТО и СЛОЖНО ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно развёртываемых неМ-ых Сс-их их Сщ-ей. На основе М-ых Сс-их от бывших ПРОСТО и СЛОЖНО Богом развёртываются Сщ-но противопроявляемые (Адаму изначально противостоят ангелы в числе которых ещё не проявившийся сатана) Эл-ты производного БП-а. /остальное изложено в завершающем варианте «Кратчайшей философии бытия»/ Завершая начинания Зенона на примере парадоксов разносторонне показавшего абсурдность применения МЕТОДА ЗАВУАЛИРОВАННОГО ОТРИЦАНИЯ (МЗО) к сфере чувственно постигаемого, основанного на отождествлении с математической точкой Сс-их этой сферы, Леметр санкционировал законность применение МЗО к сфере умопостигаемого! Баланс в постижении обоих сфер нарушенный констатациями элейца «восстановился» благодаря предположениям бельгийского священника-физика… Не разобравшись с сутью апорий трудно противостоять научной интерпретации космологического вопроса! Зенон раскрыл картину дискредитации как фиксируемого в ОТНОШЕНИЯХ (Отн-ях) с Сс-ими сферы ЧУВСТВЕННО ПОСТИГАЕМОГО объективного /Отн-ях №2/, так и самих Отн-й №2 с их представляющим пространственно-временным континуумом, что, однако, не могло удержать тех, кто легко оперирует зафиксированным в Отн-ях №2 от попыток: 1. дискредитации Отн-й с Сс-ими сферы УМОПОСТИГАЕМОГО объективного /Отн-й №1/ и их представляющего БП-а понятиями «изотропная однородность», «сингулярность» не отвечающим требованиям принципа качественно и количественно Эл-тной НИД-ости для представления изн.БП-а – так полагается базис для космологии. 2. экстраполяции фиксируемого в Отн-ях №2 на Отн-я №1 – так посредством понятий ложных для Отн-й №1, но верных для Отн-й №2 развёртывается надстройка космологии. Неудивительно, что доказательной базой для такой «науки» должен был стать канувший в бесперспективность БАК (большой андроидный коллайдер).
Гость, 12 августа 2016 г. в 13:24
Некорректное для энциклопедии определение понятия бытия. Так его определяет М.Хайдеггер, но его взглядом толкования бытия не исчерпываются.
Гость, 02 мая 2020 г. в 12:01

1) строго доказанные /логически, математически/ атрибуты бытия до сих пор не найдены, есть только гипотезы 2) бытием, как "существованием всего", занимается не онтология, а онтика - теория существования 3) до сих пор преобладающим подходом к "бытийствованию" есть аристотелевский синтезис /"одно без другого не существует"/ формы и и материи, где материя играет роль "сущности" а "форма" - существования. 4) понятий формы ровно столько, сколько есть разработанных в основном в системе онтология-эпистемология-логика философских концептов. НАПРИМЕР: от платоновских "непосредственно существующих" эйдосов (IV в.д.н.э.) - до современного существования номад "как тетравалентного симбиоза тел и бестелесных трансформаций" в многовариантных эмерджентных "сборках" "в разных онто-гносео-антропо-техно-полях" Жиля Делёза и Феликса Гваттари (конец ХХ века). Этот вопрос философской мыслью еще "не закрыт", его решение "превратит" философию в теорию, т.е. в науку, а не синтагматическую форму мышления.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Как относится к нам Вселенная?
Вселенная с точки зрения науки — все пространство внешнего мира, состоящие из звезд и планет разных галактик.