«Организм – среда» или «Личность – общество: 2»?

29 сентября 2019 г., 11:12

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Чем проще животное, тем проще оно воспринимает свое окружение. Для самого умного мыша библиотека Академии Наук не сокровищница знаний, а только окружающая среда. Это его экосистема: «организм – среда», или «простое существо в простых обстоятельствах жизни». А экосистема человека высокой культуры другая – «человек – культура», «личность – общество». Можно сказать и по-другому: «сложное существо в сложных обстоятельствах жизни».

Чтобы выживать в системе «организм – среда», животному достаточно иметь интеллект. Интеллект – это способность адаптироваться к среде, к наличным обстоятельствам жизни.

Мышь оказалась в незнакомом месте – как ей здесь себя вести? Осмотреться или бежать, сразу или попозже, налево или направо, быстрее или медленнее? Не сориентируешься на местности – пропадешь в безвестности. Обстоятельства меняются, их нужно учитывать. Соображать надо!

Это – интеллект.

А человеку просто интеллекта уже недостаточно. Жизнь в обществе требует умения думать, требует разума, способности ставить себя на место другого человека и понимать, что он думает обо мне.

Если я напишу любимому: «Скучаю!», он повысит или понизит меня в глазах любимого? Как отреагирует шеф, если я положу заявление о своем уходе – повысит зарплату или это заявление подпишет?

Эти задачки – посложнее, тут обычного интеллекта не хватит. Умение думать – это способность в своих расчетах учитывать умение думать того, кто перед вами. Люди бывают умными, верно?

Но тогда – насколько правомерно методики управления поведением через положительное и отрицательное подкрепление распространять на жизнь умных людей?

Ответ – не правомерно.

Дрессировка подходит для собак, а с людьми адекватнее – разговаривать.

То, что будет делать крыса в клетке, определит экспериментатор, а поведение свободных людей определяется их принципами, целями и ценностями.

Методики подкрепления хорошо действуют на людей в двух случаях: когда людей это устраивает или пока люди этого не замечают. А если – замечают? Даже когда ты дрессируешь собаку, она иногда не хочет тебя слушаться. А что будет, если мужчина почувствует, даже только заподозрит, что его женщина пытается его дрессировать? – Мужчина скажет: «Нет!». Свободные мужчины в неволе не размножаются и дрессировку не терпят.

Джон Уотсон и Беррес Скиннер – великие психологи, но их методики работают в первую очередь на детей, пока те мало отличаются от животных, и на взрослых, которых поместили жить в клетках: в психиатрическую лечебницу и в тюрьму. Эти методики востребованы там, где с человеком нормально не поговоришь и всерьез не договоришься. Да, там они актуальны.

Действительно, объясни психопату, что среди людей необходимо себя элементарно сдерживать, скотина! Убеди рецидивиста в недопустимости воровства! Договорись с малым ребенком, чтобы он не писался!

Не получится. В подобных случаях обычные слова работают слабо, а вот награды и наказания, негативные и позитивные подкрепления – да, работают.

Верно и наоборот: в обществе свободных и разумных людей все вопросы принято обсуждать и договариваться. Джентльмены разговаривают, а не кулаками машут. Жандармов в приличное общество не пускают.

Есть инструменты, адекватные уровню «организм – среда». А есть инструменты, соответствующие уровню «человек – общество». Если мы хотим быть адекватными, эти уровни путать не нужно. Каждому уровню – свои инструменты.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Автор, авторская позиция"
26 мар. 2014 г.
Если вы знаете, что такое смелость делать свое и личная ответственность, вы знакомы с Автором и авторской позицией. Людей в авторской позиции немало, более этого, это и есть большинство нормальных, душевно здоровых и деятельных людей, самостоятельно решающих свои жизненные ситуации, не разыгрывающие при трудностях ни Дурика, ни несчастную Жертву. Авторская позиция – это привычка не переживать, а действовать, максимально используя свою волю и свой разум для движения к собственным целям.
7Подробнее →
Картинка к "Цели роста и развития личности"
01 янв. 2006 г.
Среди людей устремлены к развитию единицы, все остальные члены общества потребления заняты потреблением и развлечениями. Однако всегда были те, которые верили, что в жизни есть какая-то цель, какой-то высокий смысл и достойная задача, и были готовы себя развивать, превращая себя из организма - в личность. Однако мало направить себя к развитию, не менее важно определиться с его направлением.
Картинка к "Человек и личность"
01 окт. 2022 г.
Взаимодействуя с внешним миром, человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность. Организм человека может только реагировать; ведет себя, осуществляет поведение и деятельность - человек как личность. Потребности есть у организма, цели и ценности - только у человека. Человек как организм чаще ощущает и чувствует, человек как личность чаще пользуется разумом: думает и принимает решения. Человек как личность живет не потребностями, а тем, что ему дорого, своими ценностями.
Картинка к "Человек-организм и человек-личность"
01 янв. 2010 г.
В соответствии со взглядами синтон-подхода, во заимодействии с внешним миром человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность. Основная разница этих двух способов бытия - в том, что для человека как личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и предубеждения, а воле - внутренние чувства и эмоции.
Картинка к "Общество"
31 дек. 2004 г.
Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.
Картинка к "Обсуждение"
01 окт. 2022 г.
Обсуждение - это способ нахождения общего решения. В обсуждении рождается та самая истина, которую очень ищут и не находят в споре. Основной принцип обсуждения - это поиск общего а затем уточнение разногласий.
Картинка к "Организм и личность: тему обсуждают Н.И. Козлов и О.И. Мотков"
Картинка к "Организм и личность, Жертва и Автор"
01 окт. 2022 г.
Организм - это реальность. Организму нужно есть, и необходимость поесть еще не делает человека организмом и жертвой. Жертва тот, кто видит себя только организмом, хотя на самом деле возможность для него быть личностью - есть.
Картинка к "Организмический взгляд на мир и круговая причинность"
01 окт. 2022 г.
Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир». Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.
Картинка к "Ум и Разум"
01 окт. 2022 г.
Ум - способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть (предсказывать) последствия своих действий. При этом ум - это не только способность думать (мыслить), ум это и использование готовых решений, хитрость, сообразительность и другие способы. Разум - способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела.
Картинка к "Умение договариваться"
01 окт. 2022 г.
Кто не умеет договариваться, живет или один, или имеет постоянные конфликты.
Картинка к "Уровень развития личности"
01 янв. 2014 г.
Основной показатель уровня развития личности - развитость авторской позции, способность человека самому определять свою жизнь, способность управлять собой, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности.