Метод хорошо направленной свободы
Метод хорошо направленной свободы — создание (воспитателем) обстоятельств, от которых человек (ребенок) получает положительные и отрицательные подкрепления, направляющие его жизнь и развитие в нужном направлении.
Метод хорошо направленной свободы был впервые публично сформулирован Ж.-Ж. Руссо (трактат «Эмиль, или о воспитании) и с тех пор широко применяется в практике свободного воспитания.
«Пойдите с вашим воспитанником по противоположному пути; пусть он думает, что он всегда господин, и пусть на деле будете им вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы; таким образом самая воля оказывается плененной. Бедный ребенок, который ничего не знает, ничего не может, ничего не умеет, разве он не вполне в вашей власти? Разве вы не располагаете в отношении его всем тем, что его окружает? Разве вы не властны произвести на него такое впечатление, какое вам угодно? Его труды, игры, удовольствия, несчастья — разве все это не в ваших руках, так что он даже не подозревает о том? Без сомнения он не должен ничего делать кроме того, что он сам хочет; но он не должен ничего хотеть кроме того, что вы хотели бы, чтобы он делал; он не должен делать ни одного шага, который вы не предвидели бы. Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет». Далее см. Руссо о воспитании,
Как оценивает это С.И. Гессен, «Может ли быть названо такое воспитание в подлинном смысле слова естественным и свободным? Эмиль не знает слов «обязанность» и «подчинение», — они изгнаны из его словаря. Он делает то, что хочет. Обучение наукам, как мы видели, поставлено так, что он спрашивает, а учитель отвечает, а не обратно, как это имеет место в обыкновенной школе. Но чего хочет Эмиль? Что он спрашивает? Достаточно вдуматься в приведенные выше примеры и вчитаться в роман Руссо, чтобы увидеть, что Эмиль хочет и спрашивает именно то, чего желает, чтобы он хотел и спрашивал, его воспитатель Жан Жак. Эмиль находится под неустанным контролем Жан Жака, подобно тени следящего за каждым его шагом, неусыпно предохраняющего его от вредных влияний культуры и расставляющего перед ним сеть искусно подстроенных случаев, долженствующих вызвать у Эмиля те или иные потребности и возбудить у него те или иные вопросы. Каждый вопрос Эмиля задолго уже предвиден Жан Жаком, каждое его «самостоятельное» действие есть плод искусной махинации его воспитателя, которого не случайно Руссо называет в одном месте "министром природы"».
Его достоинства: делая воспитательное влияние скрытым, он дает ребенку ощущение свободы, оставляя воспитателю большие возможности для управления жизнью и развитием ребенка. Недостатки метода:
- требует от воспитателя большого ума и выдержки, нередко дорог по ущербу, которые при этой методе воспитатель вынужден терпеть,
- к методу есть претензии морального плана, поскольку приемы этого метода — типичная скрытая манипуляция. Когда эта метода раскрывается, у воспитателя могут появиться неприятности. См.→
Место этого метода
Как метод управления, метод хорошо направленной свободы близок к методу выстраивания ситуации, как метод обучения — обучению на основе собственного опыта, как метод воспитания — методам свободного воспитания, как метод научения — оперантному (инструментальному и творческому) научению.