Сделайте так, чтобы учили не вы, а обстоятельства

01 июня 2005 г., 06:33

Жак-Жак Руссо: Эмиль, или О воспитании

Жак-Жак Руссо: Эмиль, или О воспитании

Если вы, заботясь о ребенке, ему что-то запрещаете, вы для него враг. Если ребенка сам на что-то нарвался, а вы его выручили или хотя бы пожалели - вы его друг и спаситель, а в роли учителя выступила жизнь, обстоятельства. Можно ли это использовать, можно ли делать так, чтобы ребенка учили как бы не вы, а обстоятельства? Да, это возможно, если эти обстоятельства ребенку разрешить - или устроить.

Если не опекать ребенка чрезмерно, жизнь начнет учить ребенка сама. Как пишет об этом Ж-Ж. Руссо:

Я не только не старался бы предохранить Эмиля от ушибов, но даже был бы очень недоволен, если б он никогда не ушибался и рос, не зная боли. Если ребенок полетит на пол, он не сломает ноги; если ударит себя палкою, не переломит руки; если схватит острый нож, то сожмет его слабо и неглубоко порежет себя. Страдание — это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего.

Свобода, предоставляемая мною воспитаннику, обильно вознаграждает его за те незначительные неудобства, которым я его подвергаю. Вот маленькие шалуны, играющие на снегу: они посинели, окоченели, едва в состоянии шевелить пальцами. От них зависит пойти и обогреться, но они не делают этого; если их принудить к этому, то жестокость принуждения они почувствуют во сто раз сильнее жестокости холода.

То, что ранее было для него игрой или мелочью, можно превратить в неприятность, а то и крупную неприятность. То, что ему в фантазиях казалось прикольным, можно сделать избегаемой реальностью.

Он тянется к пляшущему огню - пусть обожжется под вашим присмотром. Вы его утешите, а второй раз полезть к огню он уже не захочет.

Можно разрешить ребенку то, что он так хочет - если вас это не отяготит, а ему будет уроком.

Ребенок хочет идти гулять без варежек? - Вы предупредили его, что руки от снега замерзнут, а он хочет все равно? Согласитесь с его решением и идите с ним гулять подальше, а потом начните с ним играть в снежки. Снежки доставят вам удовольствие обоим, но на обратном пути рукам ребенка будет холодно. Другой раз варежки он оденет без трудных разговоров.

Когда ребенок любит настаивать на своих желаниях, но за эти его желания приходится платить вам - нужно просто сделать так, чтобы за свои желания расплачивался сам ребенок.

История от А.Н.: Воспитывала я чудесную пятилетнюю особу Ксюху. Собираемся гулять - далеко на озеро. Ксюша намеревается взять с собой на прогулку любимый чемоданчик "для рыбалки": вещь для пятилетнего ребенка громоздкая и несколько тяжелая. Объясняю, что ей будет тяжело. Ксюша настаивает. Отлично. Я разрешаю ей взять с собой чемоданчик, заметив, что тащить она его будет только самостоятельно. Как она ныла и красочно пыхтела на обратном пути! В следующие разы мы замечательно гуляли без чемоданчика. Без вообще каких либо вопросах о чемоданчиках.

Так происходит обучение с помощью негативного опыта: опыта естественного либо создаваемого специально, в воспитательных целях, как ответственность за последствия.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Чтобы ребенок жил в ощущении свободы"
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание заботится о том, чтобы ребенок жил в атмосфере свободы, чувствовал себя хозяином своей жизни, чтобы принуждение в отношении себя он не чувствовал. Как можно этого достичь?
0Подробнее →
Картинка к "Обучение на основе собственного опыта: учит жизнь"
01 янв. 2010 г.
Собственный опыт бывает как позитивный, так и негативный; бывает либо естественный, либо создаваемый специально, в воспитательных целях. Естественный - маленький ребенок в лесу заблудился, испугался, теперь один далеко в лес не бегает. Специально создаваемый опыт: ребенок от вас в лесу убегает, думает, что вы будете ему кричать и за ним бегать.
Картинка к "Отрицательное подкрепление"
18 сент. 2018 г.
Отрицательное подкрепление - неприятное воздействие, которым сопровождают нежелательное действие с целью его изменения. Если воздействие происходит в нужный момент, действие сразу или постепенно прекращается.
Картинка к "Скрытое влияние (воздействие)"
01 окт. 2022 г.
Воздействие происходит скрыто при сложении следующих факторов: Неожиданность или неясность ситуации: воздействие производилось в неожиданной или неясной ситуации, что затрудняет для реципиента ориентировку и снижает возможность контроля произведенного на него воздействия, Как правило, скрытым воздействие делает любая нерасшифрованная невербалика. Усталый вид, удивленно вскинутые брови, сомневающее покачивание головой, теплая искренняя улыбка... - добавление уже этих элементов к воздействию делает его частично скрытым.
Картинка к "Свое принуждение делайте скрытым"
01 окт. 2022 г.
Дело воспитания ребенка, как и просто управление его поведением - это не только его воодушевление, но когда-то и принуждение, а то и заставление.Конечно, принуждение и заставление лучше заменять на игру, желание и интерес, но это возможно не всегда, а нужного результата добиться нужно. Нужно, чтобы кто-то или что-то на ребенка повлияло, заставило или принудило. Тут можно открыто дать команду или распоряжение, а можно устроить ситуацию таким образом, чтобы принуждение случилось необидно, как бы само, в силу естественных обстоятельств.