Свое принуждение делайте скрытым
Принуждение в воспитании
Дело воспитания ребенка, как и просто управление его поведением — это не только его воодушевление, но когда-то и принуждение, а то и заставление.
«Пора вставать!», когда вставать не хочется — принуждение. «Выходи из-за компьютера, засиделся!» — если ребенок компьютером увлечен, это принуждение. «Уже нужно делать уроки» — часто тоже принуждение. И даже «Пора спать» когда-то оказывается принуждением.
Конечно, принуждение и заставление лучше заменять на игру, желание и интерес, но это возможно не всегда, а нужного результата добиться нужно. Нужно, чтобы кто-то или что-то на ребенка повлияло, заставило или принудило. Тут можно открыто дать команду или распоряжение, а можно устроить ситуацию таким образом, чтобы принуждение случилось необидно, как бы само, в силу естественных обстоятельств.
Когда нас заставляет бежать домой сильный дождь, на дождь мы не обижаемся.
Если вы можете это использовать и свое неизбежное принуждение ребенка сделать скрытым для него, вы избегаете ненужных напряжений в отношениях.
Одно дело — допускать, чтобы ребенок знакомился с силами природы и учился подчиняться тому, что в жизни все равно происходит. Другое дело, когда воспитатель начинает использовать силы природы, когда ему нужно к чему-то подвести своего воспитанника. Руссо пишет:
Неугомонный ребенок ваш портит все, до чего ни дотронется. Вы не должны сердиться: удалите только с глаз долой все, что он может испортить. Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него ночь и день дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом. Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но постарайтесь, чтоб он первый почувствовал их.
Итак, сделайте свое принуждение скрытым, так, чтобы принуждали (учили) не вы, а обстоятельства. См.→