Свое принуждение делайте скрытым

01 октября 2022 г., 21:49

Принуждение в воспитании

Дело воспитания ребенка, как и просто управление его поведением - это не только его воодушевление, но когда-то и принуждение, а то и заставление.

"Пора вставать!", когда вставать не хочется - принуждение. "Выходи из-за компьютера, засиделся!" - если ребенок компьютером увлечен, это принуждение. "Уже нужно делать уроки" - часто тоже принуждение. И даже "Пора спать" когда-то оказывается принуждением.

Конечно, принуждение и заставление лучше заменять на игру, желание и интерес, но это возможно не всегда, а нужного результата добиться нужно. Нужно, чтобы кто-то или что-то на ребенка повлияло, заставило или принудило. Тут можно открыто дать команду или распоряжение, а можно устроить ситуацию таким образом, чтобы принуждение случилось необидно, как бы само, в силу естественных обстоятельств.

Когда нас заставляет бежать домой сильный дождь, на дождь мы не обижаемся.

Если вы можете это использовать и свое неизбежное принуждение ребенка сделать скрытым для него, вы избегаете ненужных напряжений в отношениях.

Одно дело – допускать, чтобы ребенок знакомился с силами природы и учился подчиняться тому, что в жизни все равно происходит. Другое дело, когда воспитатель начинает использовать силы природы, когда ему нужно к чему-то подвести своего воспитанника. Руссо пишет:

Неугомонный ребенок ваш портит все, до чего ни дотронется. Вы не должны сердиться: удалите только с глаз долой все, что он может испортить. Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него ночь и день дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом. Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но постарайтесь, чтоб он первый почувствовал их.

Итак, сделайте свое принуждение скрытым, так, чтобы принуждали (учили) не вы, а обстоятельства. См.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Чтобы ребенок жил в ощущении свободы"
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание заботится о том, чтобы ребенок жил в атмосфере свободы, чувствовал себя хозяином своей жизни, чтобы принуждение в отношении себя он не чувствовал. Как можно этого достичь?
0Подробнее →
Картинка к "Сделайте так, чтобы учили не вы, а обстоятельства"
01 июн. 2005 г.
Если вы, заботясь о ребенке, ему что-то запрещаете, вы для него враг. Если ребенка сам на что-то нарвался, а вы его выручили или хотя бы пожалели - вы его друг и спаситель, а в роли учителя выступила жизнь, обстоятельства. Можно ли это использовать, можно ли делать так, чтобы ребенка учили как бы не вы, а обстоятельства? Да, это возможно, если эти обстоятельства ребенку разрешить - или устроить.
Картинка к "Скрытое влияние (воздействие)"
01 окт. 2022 г.
Воздействие происходит скрыто при сложении следующих факторов: Неожиданность или неясность ситуации: воздействие производилось в неожиданной или неясной ситуации, что затрудняет для реципиента ориентировку и снижает возможность контроля произведенного на него воздействия, Как правило, скрытым воздействие делает любая нерасшифрованная невербалика. Усталый вид, удивленно вскинутые брови, сомневающее покачивание головой, теплая искренняя улыбка... - добавление уже этих элементов к воздействию делает его частично скрытым.