Свободное воспитание по Руссо

01 октября 2022 г. в 21:49

Первым, кто поднял флаг «Да здравствует свободное воспитание!», был французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он написал трактат «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли — и это при том, что сам Руссо не воспитал ни одного ребенка, а своих пятерых детей оставил — в деревне.

Что касается идеологии, то Руссо был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.

Он писал: «Все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека». Задача свободного воспитания по Руссо состоит в том, чтобы предохранять естество ребенка от вредного влияния культуры. Оно свободное, потому что освобождает ребенка от мешающих его жизни влияний культуры. Общее умонастроение Руссо можно выразить на современном языке так: «Все должно быть естественно, не мешайте людям жить!»

По Руссо, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным.

«Самый опасный промежуток человеческой жизни — это от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это — время, когда зарождаются заблуждения и пороки, а нет еще никакого орудия для их уничтожения; когда же является орудие, корни бывают уже столь глубоки, что поздно их вырывать. Нужно, чтобы дети сохраняли неприкосновенной свою душу до тех пор, пока она не будет иметь всех своих способностей, пока она не станет разумной. Первоначальное воспитание состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения».

Руссо хотел защитить голову ребенка от мусора, которым его набивают бестолковые и невнимательные взрослые, хотел защитить еще неокрепшую душу от жестокого и кривого общества. По Руссо, все заблуждения и пороки детей — от окружающих. Детей портят глупые мамы, потакающие их капризам, жестокие отцы, ломающие характер ребенка, и уже бестолковые дети, подающие ребенку дурной пример.

Действительно, есть наблюдения, что дети, которые в возрасте 9-12 лет много болели и в это время были лишены общества сверстников, вырастали более порядочными, вдумчивыми и глубокими людьми. Социализация, усвоение общественного опыта для ребенка важно, но если само общество больно, а у ребенка еще не развилось критическое мышление, то к обществу ребенка подпускать опасно.

Итак, мы говорим, что Руссо выступает против культуры, но на самом деле это не совсем так, это положение нуждается в уточнении. Нужно учесть, что Руссо — в первую очередь литератор, он любит парадоксы и красивые фразы, и некоторые его броские тезисы нужно корректировать последующими его же пояснениями. Если почитать Руссо внимательнее, то вдруг можно обнаружить, что он не против культуры вообще, он против только некоторой культуры. На самом деле он не против культуры вообще, он против плохой культуры и за культуру хорошую.

«Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину», — это тоже писал Руссо!

Действительно, он не против культуры — он сам учит родителей культуре воспитания и сам демонстрирует образцы высокой, а иногда, я бы сказал, изощренной культуры — а именно в подборе средств, чтобы к этой высокой культуре детей подводить.

Если подробнее, то против какой же культуры выступает Руссо? Руссо против культуры, в которой приняты унижение, несправедливость и эксплуатация. Руссо против несправедливой эксплуатации человека человеком, когда кто-то должен исполнять чьи-то прихоти. Руссо против, когда ребенка заставляют делать то, что ему не нужно, и еще более против, когда ребенку разрешают становиться тираном, эксплуатирующим родителей и других взрослых. Руссо — за свободу. Руссо выступает против обычаев, если в них есть только обычаи и не видно прямого смысла. «Зачем люди так делают?» «Не знаю. Так делают все» — «Хорошо, делайте, а зачем это должен делать я?» Руссо — за свободу. Руссо выступает против обычаев, где не заботятся о природной свободе и природном развитии ребенка. Он выступает против пеленок и свивальников, против того, что матери сплавляют своих детей кормилицам, против воспитания в четырех стенах. Руссо — за свободное воспитание.

При этом, свободное воспитание по Руссо — это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно.

Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника.

«В самых тщательных воспитаниях учитель командует и мнит, что он управляет. На самом деле управляет ребенок. Он пользуется тем, что вы требуете от него, для того, чтобы получить от вас то, что ему нравится, и он всегда умеет заставить вас оплатить ему один час усидчивости восемью днями удовольствий... Пойдите с вашим воспитанником по противоположному пути; пусть он думает, что он всегда господин, и путь на деле будете им вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы; таким образом самая воля оказывается плененной. Бед­ный ребенок, который ничего не знает, ничего не может, ничего не умеет, разве он не вполне в вашей власти? Разве вы не распо­лагаете в отношении его всем тем, что его окружает? Разве вы не властны произвести на него такое впечатление, какое вам угодно? Его труды, игры, удовольствия, несчастья — разве все это не в ваших руках, так что он даже не подозревает о том? Без сомнения он не должен ничего делать кроме того, что он сам хочет; но он не должен ничего хотеть кроме того, что вы хотели бы, чтобы он делал; он не должен делать ни одного шага, который вы не предвидели бы. Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет».

Это подход Тактика и Манипулятора. Это — идеология Руссо.

  • Свободное воспитание
  • Автор Ж.-Ж. Руссо
  • +

Комментарии (1):

Marha, 28 февраля 2015 г. в 20:36
Спасибо, хорошая статья. Теперь смогу о нем рассказать.

Материалы по теме:

Картинка к "Личность и философия Жан-Жака Руссо"
01 окт. 2022 г.
Жан-Жак Руссо, как проводник новых общественных и политических идеалов, особенно в трёх главных его сочинениях: в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре». В «Письме к д'Аламберу» Руссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа. «Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора. Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. Все это было и у Ричардсона.
0Подробнее →
Картинка к "Руссо о медицине"
01 окт. 2022 г.
Слабое тело расслабляет душу. Отсюда — господство медицины, искусства более гибельного для людей, чем все болезни, которые оно имеет претензию исцелять. Я не знаю, право, от какой болезни излечивают нас врачи, но я знаю, что они наделяют нас самыми пагубными болезнями: трусостью, малодушием, легковерием, страхом смерти; если они исцеляют тело, зато убивают мужество. Какое нам дело, что они поднимают на ноги трупы? Нам нужны люди, а их-то никогда и не выходит из их рук.
Картинка к "Руссо о воспитании"
01 окт. 2022 г.
Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей.
Картинка к "Свободное воспитание по Руссо — сплошные манипуляции"
01 окт. 2022 г.
Руссо не хочет воспитать дикаря, не умеющего писать и читать, не знающего наук и реме­сел. Искусство воспитателя — уметь вызвать нужные потребности, интересы и запросы. Вот как это делает Жан Жак со своим Эмилем. Нужно ли приучить Эмиля к нормальному, не слишком долгому сну?
Картинка к "Жан-Жак Руссо"
01 окт. 2022 г.
Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день, например в Швейцарии. На смену барочному рационализму XVIII века пришёл романтизм, главной особенностью которого была новая культурная струя, источником которой было чувство. Оно преобразило культурного человека, его отношение к самому себе, к людям, к природе и к культуре. Самым оригинальным и влиятельным представителем и проводником этого направления был Руссо.
Картинка к "Педагогика манипуляции Жан-Жака Руссо"
14 авг. 2023 г.
Руссо стремился преодолеть деструктивные последствия прямых педагогических воздействий воспитателя, во многих вызывающих сопротивление со стороны воспитанников.