Жить с напряжением намного интереснее, или Как габитус определяет твое место
Изложение лекции Михаила Соколова
Габитус — это любые глубоко впечатанные привычки, которые мы наследуем из детства.
Габитус — это чувство собственного места в социуме: разные люди в социальной структуре по-разному ощущают на что они могут претендовать, что их по праву, а что не совсем для таких людей, как они.
Габитус заставляет нас самих сортировать открывающиеся возможности на те, на которые мы можем претендовать, и те, на которые не можем.
Понятие габитуса теснее всего в социологии ассоциируется с теорией французского ученого Пьера Бурдьё.
Но корнями габитус произрастает из ботаники: подвиды одного вида растений, которые различаются конституцией в зависимости от окружающей среды, называются имеющими разный габитус. Например, одни и те же деревья в более теплом климате будут вырастать прямыми, с более мощными стволами, а по мере продвижения к тундре будут становиться все меньше, ниже, кряжистее.
Подобное происходит и с людьми: в зависимости от социального окружения, в котором они растут, они приобретают разную конституцию.
Только это конституция не столько внешняя, сколько внутренняя. Однако внешние отпечатки внутренней конституции так же наблюдаются.
Люди, развиваясь в разной диспозиции, обретают и закрепляют в своей психике разную готовность спонтанно реагировать на возникающие ситуации.
Есть люди, которые верят, что все задачи для них разрешимые, они проходят через жизнь с этой уверенностью.
Есть те, кто уверен, что большинство задач для них совершенно неразрешимы и способ прожить жизнь хоть как-то — это спрятаться от сложной ситуации, когда, вдруг, нужно будет сложную задачу перед собой выбирать, когда она перед тобой, вдруг, встанет.
Пьер Бурдьё в своей диссертации рассказывает нам о том, как разные группы в алжирском обществе по-разному ведут себя на уровне моторных, физических действий. Есть люди, которые уверенно пользуются своим телом, они точно знают, что, если они захотят повесить шляпу на вешалку, вешалка окажется в нужном месте. Есть люди, которые уверены, что если они попробуют бросить шляпу на вешалку, то они в лучшем случае промахнутся мимо вешалки, а в худшем случае смахнут саму вешалку. Есть те, которые действуют чуть-чуть увереннее, но знают, что нужно основательно и осторожно примериться, отмерить все свои движения, иначе все может закончиться конфузом.
Уверенное владение своим телом коррелирует с принадлежностью к статусным группам.
Аристократические люди ведут себя вальяжно, они принимают спонтанно более свободные позы, раскованные и непринужденные. Это очень заметно по позициям мужчины и женщины в Кабиллии, где женщин приучают вести себя по-женски: скованно, немного ссутулившись, семенящей походкой медленно передвигаться. Невозможно представить себе в Кабилии ситуацию, когда женщина будет так же свободно и широко шагать, как это делает мужчина, особенно благородного происхождения.
Свободного человека легко можно узнать по осанке, походке, по тому, что в классической литературе называют властной манерой держаться. Да, властная манера держаться сразу говорит, кто перед нами — аристократ или человек невысокого социального происхождения.
Та же властная манера вести себя транслируется и во все остальные области социальной жизни: за что бы ни брался ребенок высшего класса, он ведет себя так, как привычно вести себя ребенку высшего класса, и поэтому он очень легко снова попадает в этот класс, например, при социальных катаклизмах и при переездах в другую страну.
Пьер Бурдьё обозначает две стратегии самореализации. Стратегия прорыва: смело порвать с авторитетом предшественников, пуститься в какую-то революционную деятельность. Стратегия наследования: унаследовать маленький участок работы, сделать все по правилам, получить маленькую ставку и остаться на ней до конца жизни. Вторая стратегия позволяет с большой вероятностью удержаться на каком-то уровне «синица в руке», но не позволяет прорваться.
Дети аристократического происхождения выбирают первую стратегию, а дети более скромного, менее привилегированного происхождения, например из рабочего класса, выбирают вторую. Да, это происходит, потому что первые растут в ситуации, когда не боятся проиграть. Они, во-первых, не верят, что могут проиграть, потому что думают, что мир создан для них. А во-вторых, они знают, что если проиграют, это не будет концом всего. Они не станут безработными и не попадут в чернорабочие: у них есть фундамент, есть семейный ресурс. В худшем случае они попробуют себя заново, потом еще раз заново, затем еще раз… И если долго и смело пробоваться в конце концов нащупаешь что-то такое. Если знаешь, что не умрешь с голоду, гораздо проще предаваться реализации, чем если ты знаешь, что «не потопаешь, не полопаешь».
Сейчас, все-таки, голодный провал никому в развитых странах не грозит. Но есть — габитус, впитанный из среды, в которой вырос! И габитус скручивает в бараний рог, даже, если вдруг выпадает счастливый лотерейный билет.
Да, бедным бесполезно предоставлять больше возможностей, пока у них остался прежний габитус. Когда у бедных становится больше денег, они продолжают вести себя как бедные, только с большей интенсивностью. Когда бедные выигрывают в лотерею, они не становятся частью высшего класса, они чаще всего спиваются, ломаются, потому что жадно начинают употреблять в большом количестве то, что прежде было для них элементом праздника. Они не начинают жить обычной рабочей жизнью обеспеченных людей, они начинают кутить, упиваться свалившимся на них положением. О котором в глубине своей души они думают, что они его недостойны, что это просто везенье, которое надо вкусить. И в этом плане они несут в себе зерна своего разрушения — впечатанный габитус: «я человек маленький...»
Как стать большим?
Осознать свой габитус и преломить его, замахнувшись на большую задачу! На задачу, спирающую дыхание!
Ну не помрем мы с голоду в современном мире! А вот выправиться, подняться от земли, начать идти свободной и смелой походкой мы попробовать можем! Мы можем создать свой новый габитус!
Вы умеете замахиваться на большое? Или скромно берете что-то неопасное, что рядом? На что никто больше не покушается? Вы умеете конкурировать и побеждать?
Учитесь! Жить с напряжением намного интереснее, чем тихонько отсиживаться в кустах!
Комментарии (16):
Для тех, чей габитус толкает к достижениям, отсиживание в кустах будет вызывать напряжение. Посидите в кустах - выйдите за пределы собственной запрограмированности!
Напряжение вызывает мыслительная деятельность. Отсиживание в кустах или даже стремление к достижениям, не сопровождаемое мыслительной деятельностью, напряжения не вызывает.
А если не хочется замахиваться на большую цель, если проблем и так свалилось на голову море, а хочется жить спокойно и размеренно, не теряя, например из-за бардака на работе свои увлечения?
Не хочешь не замахивайся, живи своими увлечениями. Но не забывай всему приходит конец, всё рано или поздно приедается.
Последнее время, начитавшись книг типа Ошо, думала, что надо просто жить, не ставя для себя целей, которых нужно достигать. Рисовать ради рисования, а не ради того, чтобы выставиться в галерее, играть на музыкальном инструменте для души, а не для того, чтобы выступать где-то и с кем-то соревноваться. И это в некотором смысле помогает. Раньше я не рисовала, т.к. считала, что рисую недостаточно профессионально, неловко было показать свои рисунки друзьям, членам семьи. А теперь я разрешила себе рисовать так, как умею, предварительно пообещав самой себе, что не буду хвастаться рисунками перед другими людьми. И парадокс: стало получаться гораздо лучше,теперь я довольна, как у меня получается, рисовать стала чаще. А прочитав Вашу статью, опять вспомнила детские родительские установки - ставить цели, достигать и потом только радоваться. Не знаю, как правильно... Наверное, каждый сам выбирает, что ему ближе (процесс или достижение целей) в зависимости от особенностей своего характера
С другой стороны, это и есть Ваше раскрепощение, вы стали не бояться и вести себя свободно. Поэтому стали добиваться лучших результатов. И...стали успешнее!
Все очень просто - если знать "куда живешь" - неудачи теряют свою фатальность, и становятся лишь опытом, а удачи становятся не просто радостью, а чем-то более значимым — подтверждением правильности выбранной стратегии, вехами большого пути, помогают осознать твое "высшее предназначение", и еще более мотивируют идти вперед, к цели. Когда теряется фатализм, и осознание своей "тяжкой доли", жизнь, как правило наполняется бОльшим количеством положительных эмоций, становится целостной и интересной. Появляется ощущение полноты и новизны. Жить с позиции автора своей жизни, значит радоваться жизни не только после достижения, но и все остальное время!
И как же добиться этого? Как найти свой путь, найти себя? Если ты например молодой человек, который внезапно осознал что мир намного сложнее, чем ранее казалось, и вдруг пришла тревога, напряжение, страх. Страх перед будущем, перед самой жизнью. Ну и страшная неуверенность в себе, само собой.
Меняться)
"Если знать куда живешь" Эх.. в этом и проблема. Чтобы бросить все то, что не нравится, и удручает, нужно знать куда уходить.. Опять же, молодой человек, не нашедший свой путь, или вообще какой-то путь.. который бы хоть как-то казался по лучше.. Нет фундамента из финансов, если рискнуть и ошибиться, то будет хреново.. Пробовать разные направления, когда нужно уже где-то работать, сложно, почти не реально.. Или найти работу на максимальном заряде "если я не сделаю этого здесь и сейчас, то никогда не сделаю" копить на учебу, и учится, но так как пути нет, неизвестно на кого, и что это в итоге даст.. Одно дело, когда ты, скажем, уезжаешь в другой город и у тебя нет выбора, ты либо преодолеваешь все и находишь что-то, либо тебе хана.. это как побороть застенчивость какими-то "выходками". Но другое, когда нет такой сильной "мотивации", которая уже вовсе не мотивация, когда у тебя просто выбора нет.. но даже такими жесткими методами можно в итоге найти что-то легкое.. не рискуя.. Эти гребаные вопросы - "куда" "зачем" "на кого" - похоже только реально сильные люди могут справится с этим, и не просто справится, а вырваться из всего этого.. Как бы об этом не думал, прижимает "течение" жизни.. всякая мотивация проходит так быстро, что ничего не успеваешь даже обдумать, "прорваться" куда-то, это дело не одного дня, и далее поддерживать и идти куда-то.. Как выше писалось "за что бы ни брался ребенок высшего класса, он ведет себя так, как привычно вести себя ребенку высшего класса, и поэтому он очень легко снова попадает в этот класс, например, при социальных катаклизмах и при переездах в другую страну". Если ты начинаешь так себя вести только для "прорыва", а дальше ведешь по прежнему.. Сложная вся эта хрень.. и желаю справится с ней тем, у кого возникают такие проблемы..
Хорошо, если выбирает, ведь гораздо проще жить по накатанной и ничего не выбирать.
Аристократия, по сути, хранительница традиций, и мало кто из ее представителей был революционно настроен. Их задача - хранить, а вот революционно настроенными массами как раз были бедняки. История тому в пример. Нечего терять, кроме своих цепей, так что с вашими стратегиями не совсем согласна. Если и богатые стараются выходить (как бы) из зоны комфорта, то это скорее не поиски себя и нового "я", а от скуки. Я разговаривала с таким дядей - скука в глазах, вялый весь, я ему говорю - оставьте кошелек в машине и поезжайте на общественном транспорте, когда на линии контроль. Испытаете массу эмоций... И когда вот эти дяди и тети, к примеру, "просят милостыню " или внедряются в другие соц группы, чтобы испытать какие-то новые ощущения - это не стратегия, это с жиру бесятся.
А вот я докажу, что помрем с голоду! Я первый!
Я из названия наоборот подумал, что имеется в виду напряжение, которое сковывает движения и в результате приводит к ограниченности. Как вариант, к жизни плебея, потому что зажимы не допускают ничего неплебейского. И люди отсиживаются в кустах, потому что напряжены и боятся из них выйти.
Теория этого Бурдьё, как это говорят.... Селекция по классовому признаку. Прослеживается четкая попытка закрепить за определенной группой статус избранных. И, конечно, с попыткой подвести под это "научную" базу. Что касается габитуса, то это явно всего лишь habit - привычка. А привычка, как известно, вторая натура. Как же мы любим на простые понятия напускать заграничного туману.