Виды воспитания

01 октября 2022 г., 21:52

Воспитание - огромный целый мир со множеством направлений, видов и форм.

Воспитание детей имеет отличия от воспитания сотрудников и других взрослых людей. Гражданское и патриотическое воспитание отличается от религиозного или нравственного воспитания, воспитание отличается от перевоспитания, а самовоспитание - это совсем особенная область. По целям, стилю и технологиям, отличается традиционное и свободное воспитание, воспитание мужское и воспитание женское.

Часто пишут, что воспитание - это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Думается, что воспитание как целенаправленная деятельность - это не все воспитание, а только одна из его разновидностей, и даже не самая характерная его разновидность. Все родители так или иначе воспитывают своих детей, при том что к целенаправленной деятельности за пределами работы способны не многие из взрослых. Они воспитывают своих детей, но не целенаправлено, а случайно и хаотично.

Сторонники свободного воспитания иногда выдвигают тезис о том, что воспитание есть скорее зло, что в отношении детей хорошо только образование. "Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут." (Толстой). Одна из причин такого взгляда в том, что авторы таких позиций не различают Необходимое, достаточное и рискованное воспитание.

Обычно под воспитанием подразумевают воспитание открытое и прямое - направленное воспитание. На что это похоже, вы прекрасно знаете: родители позвали ребенка, поставили перед собой и рассказали ему, что хорошо, а что плохо. И так много раз... Да, так можно тоже, иногда это просто необходимо. Но нужно знать, что такое направленное воспитание - одна из самых трудных его форм, и результаты его в неквалифицированных руках (то есть у обычных родителей) непредсказуемы. Возможно, перегибают палку те специалисты, которые утверждают, что такое воспитание скорее в целом вредно, чем полезно, но верно то, что полагаться на "Я своему ребенку всегда говорила!", тем более "Я его за это так отругала!" - нельзя. Повторим: прямое, направленное воспитание - дело очень трудное.

Что делать? См.

Однако кроме прямого направленного воспитания есть и другие виды воспитания. Самое простое, не требующее от нас никаких усилий - это воспитание естественное, воспитание стихийное: воспитание жизнью. В этом процессе участвуют все: и сверстники наших детей начиная с детского сада, и яркая телевизионная реклама, и затягивающий интернет... все, все, что окружает наших детей. Если вам повезло и у вашего ребенка разумное окружение, вокруг него приличные люди - ваш ребенок скорее всего вырастет приличным человеком. В другом случае - другой результат. А самое главное, что вы в любом случае не отвечаете за результат. Отвечаете за результат - не вы.

Вас это устраивает?

Более продуктивным оказывается воспитание жизнью, но под вашим управлением. Такой была система А.С. Макаренко, такова система традиционного воспитания на Кавказе. В этом виде воспитания дети встраиваются в реальную производственную систему, где они реально работают и реально нужны, и по ходу жизни и работы сама жизнь и работа их выстраивает и воспитывает.

  • Виды воспитания

Комментарии (1):

Гость, 04 февраля 2014 г., 00:39
Очень важная статья, спасибо вам.

Материалы по теме:

Картинка к "Культ ребенка ребенку вреден"
01 янв. 1996 г.
В Ингушетии с ранних лет ребенок трудится на благо своей семьи, получая взамен признание своего вклада, статуса и доли дохода. Дети воспитаны, улыбчивы, почтительны, энергичны и бодры. И заняты делом вместе со старшими. Здесь дети нужны и одновременно знают свое место. Здесь четыре ребенка в семье - норма. да и десять детей не редкость. И ни о каких сложностях воспитания я в Ингушетии не слышала.
3Подробнее →
Картинка к "Мужское и женское воспитание"
01 янв. 2012 г.
У мужчин и женщин – своя культура и своя психология, отсюда и некоторые отличия в подходе к воспитанию.
Картинка к "Педагогическая система А.С. Макаренко"
02 янв. 2014 г.
Макаренко создал систему, когда детей воспитывала сама его система, а не он. В колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.
Картинка к "Свободное и традиционное воспитание"
01 окт. 2022 г.
Традиционное воспитание воспитывает ребенка так, как принято в обществе. А что и как принято в обществе смотреть на воспитание детей? По крайней мере в западном мире последние несколько сотен лет родителей больше заботило, чтобы они "выполнили все положенное в отношении к ребенку" и чтобы к ним не было претензий. Как себя чувствует ребенок и насколько он свободен или нет - это не являлось значимым вопросом ровно на том основании, что это мало кого заботило не только в отношении детей, но и самих взрослых людей.
Картинка к "Воспитать в себе воспитателя"
01 янв. 2010 г.
Рано или поздно воспитывать детей приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или или окружащих.