Виды воспитания
Воспитание — огромный целый мир со множеством направлений, видов и форм.
Воспитание детей имеет отличия от воспитания сотрудников и других взрослых людей↑. Гражданское и патриотическое воспитание отличается от религиозного или нравственного воспитания, воспитание отличается от перевоспитания, а самовоспитание — это совсем особенная область. По целям, стилю и технологиям, отличается традиционное и свободное воспитание, воспитание мужское и воспитание женское↑.
Часто пишут, что воспитание — это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Думается, что воспитание как целенаправленная деятельность — это не все воспитание, а только одна из его разновидностей, и даже не самая характерная его разновидность. Все родители так или иначе воспитывают своих детей, при том что к целенаправленной деятельности за пределами работы способны не многие из взрослых. Они воспитывают своих детей, но не целенаправлено, а случайно и хаотично.
Сторонники свободного воспитания иногда выдвигают тезис о том, что воспитание есть скорее зло, что в отношении детей хорошо только образование. «Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут» (Толстой). Одна из причин такого взгляда в том, что авторы таких позиций не различают Необходимое, достаточное и рискованное воспитание.
Обычно под воспитанием подразумевают воспитание открытое и прямое — направленное воспитание. На что это похоже, вы прекрасно знаете: родители позвали ребенка, поставили перед собой и рассказали ему, что хорошо, а что плохо. И так много раз... Да, так можно тоже, иногда это просто необходимо. Но нужно знать, что такое направленное воспитание — одна из самых трудных его форм, и результаты его в неквалифицированных руках (то есть у обычных родителей) непредсказуемы. Возможно, перегибают палку те специалисты, которые утверждают, что такое воспитание скорее в целом вредно, чем полезно, но верно то, что полагаться на «Я своему ребенку всегда говорила!», тем более «Я его за это так отругала!» — нельзя. Повторим: прямое, направленное воспитание — дело очень трудное.
Что делать? См.↑
Однако кроме прямого направленного воспитания есть и другие виды воспитания. Самое простое, не требующее от нас никаких усилий — это воспитание естественное, воспитание стихийное: воспитание жизнью. В этом процессе участвуют все: и сверстники наших детей начиная с детского сада, и яркая телевизионная реклама, и затягивающий интернет... все, все, что окружает наших детей. Если вам повезло и у вашего ребенка разумное окружение, вокруг него приличные люди — ваш ребенок скорее всего вырастет приличным человеком. В другом случае — другой результат. А самое главное, что вы в любом случае не отвечаете за результат. Отвечаете за результат — не вы.
Вас это устраивает?
Более продуктивным оказывается воспитание жизнью, но под вашим управлением. Такой была система А.С. Макаренко, такова система традиционного воспитания на Кавказе. В этом виде воспитания дети встраиваются в реальную производственную систему, где они реально работают и реально нужны, и по ходу жизни и работы сама жизнь и работа их выстраивает и воспитывает.