Необходимое, достаточное и рискованное воспитание
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Необходимое, достаточное и рискованное воспитание — различение видов воспитания, полезное для решения вопроса о необходимости того или иного воспитания.
Необходимое воспитание — привитие ребенку жизненно необходимых навыков.
Сторонники самого свободного воспитания, возражая на словах против любого принуждающего воспитания, на практике соглашаются, что жизненно необходимые вещи ребенку нужно все-таки донести и привить: то, что сохранит жизнь ему и окружающим.
Со спичками, ножом и топорами дети не балуются. Переходя дорогу, нужно вначале смотреть налево, а потом направо... — Это вещи относятся к необходимому воспитанию, и эти вещи ответственные родители доносят до ребенка и прививают ребенку вне зависимости от того, интересно это ребенку либо нет.
Необходимое — еще не достаточное. Достаточное воспитание — то воспитание, которые родители дают ребенку, исходя из своих представлений о его благе, отвечая за то, что результатом воспитания будет благо, а не протест ребенка.
Родители решили приучить ребенка обливаться холодной водой. Жизненно необходимого смысла в этом нет, но было бы очень полезно. Если они отвечают за то, что спустя месяц приучения ребенок будет обливаться с удовольствием и сам просить: «Обливаться!» — это было достаточное воспитание.
Рискованное воспитание — настойчивое обучение ребенка вещам, которые не являются жизненно необходимыми, без ответственности воспитателей за позитивный итоговый результат.
Ребенка повели в музыкальную школу и настаивают на скрипке при том, что ребенок против. Возможно, из ребенка вырастет Паганини, которого в детстве так же запирали в подвале и заставляли упражняться по 8 часов в день. Однако чаще результат бывает другим: если родители не знают, как создать изначально тягу к музыке и конкретно интерес к скрипке, у ребенка может сформироваться ненависть к музыке на всю жизнь.
Если родители берутся за задачи воспитания, где они не отвечают за позитивный результат, где добрые намерения на деле превращаются в слезы ребенка и проблемы родителей — это рискованное воспитание.
Итого: необходимое воспитание хорошо всегда. Рискованное воспитание — рискованно и без достаточной продуманности скорее неоправданно. Давать достаточное воспитание — искусство мудрых родителей.
Осознанный риск в воспитании
Осознанный риск в воспитании может быть оправдан, как и любой риск. Например, некие очень неглупые родители осознанно пытаются привить ребенку повышенные приоритетные любовь и уважение к деньгам. Цель — чтобы легко обеспечил себя в жизни и их в старости. Сами при этом говорят, что рискуют: «...а вдруг бандит получится?». Большие деньги и законопослушность — вещи не всегда хорошо совместимые... Ну а вдруг богатый и честный выйдет, добру же тоже учим? Хотелось бы верить...
Где грань достаточного и рискованного воспитания?
Пишет Олег Белый:
Моего сына повели на занятия вольной борьбой когда ему ещё не было и 10 лет. Мальчонке это явно не нравилось. Он занимался без охоты, только чтоб папе нравиться... мама как-то мне, папе, говорит: «Я поговорила со старшими ребятами, с мастерами спорта, они сказали, что насиловать ребёнка не нужно, потому что заставляя его заниматься через силу — охоту ему совсем отобьём и он когда подрастёт и будет самостоятельным — не захочет и близко заниматься вольной борьбой!» Я у жены спрашиваю: «А тебе что — надо, чтоб он обязательно будучи взрослым — хотел заниматься вольной борьбой и чтоб сильно хотел чемпионом стать, или тебе достаточно того, чтоб парень был здоровым и развитым, приученным к спорту, и когда подрастёт и сможет сам выбирать себе занятия — пусть даже и не занимается вольной борьбой, пусть найдёт себе другой путь, хоть шахматы?» Жена сказала, что ей не обязательно нужен из сына чемпион по вольной борьбе, и стали его водить туда немного через силу. Итог — парень в 12 лет самый физически развитый в параллели, двукратный чемпион области по вольной борьбе, но чувствуется, что борьбу любит не сильно. Ну, и пусть не любит. Мы с ним договорились, что как только он мастера спорта выполнит — может бросать. Реально мне даже мастер спорта не нужен. Но у парня появился хороший шанс «соскочить» с нелюбимого занятия. Вдруг выполнит... может тогда и бросать не захочет, а захочет бросить — для меня не проблема, хоть сейчас по сути дела. Но пока есть возможность — заставляю, пусть ходит. Такая история. Так что внешняя цель в воспитании ребёнка получается «стать мастером спорта по вольной борьбе», а реально мне это не надо — но сына к регулярным занятиям по укреплению тела и духа приучили. Уверен, он когда-то нам с мамкой своей спасибо скажет! Может быть таким образом я под видом рискованного воспитания — занятия вольной борьбой — решаю на самом деле задачи достаточного воспитания — прививаю навыки здорового образа жизни? Где тут чёткая грань?
Осознанное и обычное воспитание
Такая раскладка по полочкам: «необходимое, достаточное, рискованное воспитание» имеет смысл только для ОСОЗНАННОГО воспитания. На деле же типично воспитание «как получится», когда родители осознанно не воспитывают вообще, а просто живут. И влияют на ребенка своим необдуманным поведением. Взял спички — наорали. Не для того чтобы дом не поджег в дальнейшем, а потому что НИЗЗЗЯ! Иногда получается (совпадает, как в спортлото) правильно. Иногда — мимо кассы...
Так что для обычного воспитания эта система работает только как диагностика: «Петровы адекватно проводят необходимое и достаточные воспитания, но имеют явные перегибы рискованного типа в области музыкальных школ...»