Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание

01 января 2006 г. в 07:33

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Модель воспитания «узкий коридор» ставит задачу максимально жестко регламентировать жизнь и поведение ребенка (воспитанника), однозначным образом переводя его точку А в точку Б.

Умные, сильные и любящие родители (воспитатели) могут когда-то устраивать детям (воспитанникам) ситуацию жестких предписаний и плотного контроля: если это необходимо и в интересах ребенка. Как временная воспитательная мера, это бывает уместно, и устроить месяц «ничего кроме учебы» перед поступлением детей в вуз — детям скорее помощь. Модель «Узкий коридор» в позитивном варианте звучит как армейский стиль воспитания, и из сильного ребенка справедливые родители с помощью такой модели могут воспитать воина — строгого к себе и дисциплинированного. В таком стиле традиционно происходит подготовка спецподразделений, где военных готовят к предельным нагрузкам и готовности при необходимости отдать жизнь, не задумываясь.

Многие века именно в таком стиле строилась жизнь в монастырях, где жесткая дисциплина являлась не только житейской основой выживания, но и частью телесной и духовной аскезы.

Фильм «Цельнометаллическая оболочка»

В силу множества оттенков и разнообразия ситуаций результаты воспитательной модели «Узкий коридор» очень неоднозначны. Бывает, что именно в таких условиях вырастают будущие воины: «Нас бьют, а мы крепчаем. И все, что нас не ломает, делает нас крепче». К сожалению, бывает, что эта же система людей ломает, и тогда вырастает человек, который всего боится, существо бездеятельное. От чего зависит тот или иной результат? В первую очередь, от компетентности воспитателя. В руках обычных родителей эта модель чаще воспитывает в детях страх и бездеятельность, в руках мастера эта метода выковывает в человеке сильный характер. Иногда модель «Узкий коридор» мера вынужденная: в некоторых возрастах, с некоторыми трудными детьми другая метода просто не пройдет. В частности, дети любят проверять взрослых на прочность, и если взрослый не может показать, что в этой ситуации старший он, командовать начинают дети. В этих случаях взрослым нужно проявить твердость и порядок восстановить.

К сожалению, модель «Узкий коридор» многим знакома в своей самой негативной форме. Когда узкий коридор начинает строиться между наказаниями, тем более когда наказаний все больше, а коридор все уже, «Узкий коридор» превращается в казарму, а то и концлагерь. ​Концлагерь — не душевное место: ребенок окружен множеством запретов, ему нельзя все. Не ходи, не кричи, не бегай, сиди, не трогай, убери руки, не шуми, помолчи, не подходи, «Что я сказала, положи немедленно!»

Вначале ребенка учили ходить и говорить, потом учат сидеть и молчать, и вообще «чтоб я тебя не видел и не слышал!», типа — «исчезни».

За любые нарушения немедленно и неотвратимо следуют наказания: когда-то лишение любимых игр, когда-то обзывания, крик, подзатыльник и в угол. Для ребенка оставлен только узкий коридор, где отвлекаться и ошибаться нельзя: шаг влево или шаг вправо — расстрел... Воспитательная задача казармы и концлагеря — не просто дисциплина, но беспрекословное повиновение.

Нужно учесть, что запреты могут быть не явными, а скрытыми, а наказание — через формирование чувства вины, как в варианте «Пожалуйста, не серди маму».

Не все родители устраивают концлагерь осознанно, многие сами не замечают, как это у них происходит, и расстраиваются, когда понимают: «Да, моя основная роль — надсмотрщик». Для другой части родителей это осознанная идеология, они убеждены, что так воспитывать детей правильно и нормально: «Детей нужно пороть, пока они лежат поперек лавки».

В современном светском обществе применение подобной модели может быть оправдано (не в плане подзатыльников, а в плане предельно жесткой дисциплины) при коррекционной работе с правонарушителями, которые понимают только язык силы, и наркоманами.

Иногда наркоманов приходится приковывать к железной кровати и лишают пищи на несколько дней, только в таком режиме они выдерживают ломку.

Так или иначе, модель воспитания «Узкий коридор» — спорная. В локальных, трудных ситуациях она может быть единственно верным решением, при этом обычным родителям с нормальными детьми устраивать детям «Узкий коридор» как образ жизни — не рекомендуется.

  • Модели воспитания ребенка
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (1):

Ох..ох..ох..., 04 марта 2015 г. в 16:05
Да уж, очень вредная метода. До сих пор её плоды из себя выковыриваю. В детстве, с семи лет меня воспитывала бабушка. Не помню запреты это были или нет, но только помню, что в каждую секунду она была раздражена и недовольна всем и всеми. На мне, как на самой маленькой самоутверждалось ее самолюбие. Я огрызалась, обижалась, ненавидела, но в итоге результат один - социофобия, боюсь совершить ошибку, опозориться на публике. А моя мама, наоборот сильная и уверенная в себе, воин, как в статье написано, хотя бабушка и её тоже воспитывала.

Материалы по теме:

Картинка к "Чисто поле, лес густой: естественное воспитание"
01 янв. 2006 г.
В этой модели основная задача родителей убрать воспитание как таковое.
2Подробнее →
Картинка к "Дисциплинарный подход в воспитании"
01 окт. 2022 г.
Дисциплинарный подход основывается на следующих принципах: для всех есть общие правила, за невыполнение правил и договоренностей следуют санкции. 
Картинка к "Как подростка превращать в мужчину"
16 мар. 2015 г.
Я понял, что можно воспитывать сына без запретов и наказаний, главное передавать желаемую свободу подростку вместе с ответственностью.
Картинка к "Капризный ребенок. Пример работы психолога"
01 окт. 2022 г.
- Я просто не знаю, как себя вести. До двух лет мы жили спокойно. Она все понимала. Я скажу - она сделает. А теперь... Я говорю: «Подними игрушку», - а она еще и другую на пол бросит. Я говорю: «Нельзя книги рвать», - так она дождется, пока я из комнаты уйду, достанет их из шкафа и порвет в мелкие клочки. Начинаешь наказывать - орет как резаная, на пол кидается. Кухонный стол новый маркером разрисовала - бабушку чуть удар не хватил. У мужа со стола схватила какую-то важную бумагу - скомкала. И ведь знает же, что нельзя. Все равно...
Картинка к "Казарменный стиль воспитания"
01 окт. 2022 г.
Основанное на дисциплине воспитание, осуществляемое воспитателем преимущественно грубыми негативными методами.
Картинка к "Минное поле в тумане: педагогическая шизофрения"
01 янв. 2006 г.
Ребенок окружен большим количеством таких запретов, которые можно нарушать.
Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
Картинка к "Просторный дом: мир разумных ограничений"
01 окт. 2022 г.
Устанавливая запрет, родители думают, насколько он необходим и понятен для ребенка.
Картинка к "Просторный дом с линией развития"
01 янв. 2006 г.
Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов — тем лучше.