Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание

01 января 2006 г., 07:33

​​​​​​​

Фильм "Цельнометаллическая оболочка"

​​​​​​​Модель воспитания "узкий коридор" ставит задачу максимально жестко регламентировать жизнь и поведение ребенка (воспитанника), однозначным образом переводя его точку А в точку Б.

Умные, сильные и любящие родители (воспитатели) могут когда-то устраивать детям (воспитанникам) ситуацию жестких предписаний и плотного контроля: если это необходимо и в интересах ребенка. Как временная воспитательная мера, это бывает уместно, и устроить месяц "ничего кроме учебы" перед поступлением детей в вуз - детям скорее помощь. Модель "Узкий коридор" в позитивном варианте звучит как армейский стиль воспитания, и из сильного ребенка справедливые родители с помощью такой модели могут воспитать воина - строгого к себе и дисциплинированного. В таком стиле традиционно происходит подготовка спецподразделений, где военных готовят к предельным нагрузкам и готовности при необходимости отдать жизнь, не задумываясь.

Многие века именно в таком стиле строилась жизнь в монастырях, где жесткая дисциплина являлась не только житейской основой выживания, но и частью телесной и духовной аскезы.

В силу множества оттенков и разнообразия ситуаций результаты воспитательной модели "Узкий коридор" очень неоднозначны. Бывает, что именно в таких условиях вырастают будущие воины: «Нас бьют, а мы крепчаем. И все, что нас не ломает, делает нас крепче». К сожалению, бывает, что эта же система людей ломает, и тогда вырастает человек, который всего боится, существо бездеятельное. От чего зависит тот или иной результат? В первую очередь, от компетентности воспитателя. В руках обычных родителей эта модель чаще воспитывает в детях страх и бездеятельность, в руках мастера эта метода выковывает в человеке сильный характер. Иногда модель "Узкий коридор" мера вынужденная: в некоторых возрастах, с некоторыми трудными детьми другая метода просто не пройдет. В частности, дети любят проверять взрослых на прочность, и если взрослый не может показать, что в этой ситуации старший он, командовать начинают дети. В этих случаях взрослым нужно проявить твердость и порядок восстановить.

К сожалению, модель "Узкий коридор" многим знакома в своей самой негативной форме. Когда узкий коридор начинает строиться между наказаниями, тем более когда наказаний все больше, а коридор все уже, "Узкий коридор" превращается в казарму, а то и концлагерь. ​Концлагерь - не душевное место: ребенок окружен множеством запретов, ему нельзя все. Не ходи, не кричи, не бегай, сиди, не трогай, убери руки, не шуми, помолчи, не подходи, "Что я сказала, положи немедленно!"

Вначале ребенка учили ходить и говорить, потом учат сидеть и молчать, и вообще "чтоб я тебя не видел и не слышал!", типа – "исчезни".

За любые нарушения немедленно и неотвратимо следуют наказания: когда-то лишение любимых игр, когда-то обзывания, крик, подзатыльник и в угол. Для ребенка оставлен только узкий коридор, где отвлекаться и ошибаться нельзя: шаг влево или шаг вправо - расстрел... Воспитательная задача казармы и концлагеря - не просто дисциплина, но беспрекословное повиновение.

Нужно учесть, что запреты могут быть не явными, а скрытыми, а наказание - через формирование чувства вины, как в варианте «Пожалуйста, не серди маму».

Не все родители устраивают концлагерь осознанно, многие сами не замечают, как это у них происходит, и расстраиваются, когда понимают: "Да, моя основная роль - надсмотрщик". Для другой части родителей это осознанная идеология, они убеждены, что так воспитывать детей правильно и нормально: "Детей нужно пороть, пока они лежат поперек лавки".

В современном светском обществе применение подобной модели может быть оправдано (не в плане подзатыльников, а в плане предельно жесткой дисциплины) при коррекционной работе с правонарушителями, которые понимают только язык силы, и наркоманами.

Иногда наркоманов приходится приковывать к железной кровати и лишают пищи на несколько дней, только в таком режиме они выдерживают ломку.

Так или иначе, модель воспитания "Узкий коридор" - спорная. В локальных, трудных ситуациях она может быть единственно верным решением, при этом обычным родителям с нормальными детьми устраивать детям "Узкий коридор" как образ жизни - не рекомендуется.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Комментарии (1):

Ох..ох..ох..., 04 марта 2015 г., 16:05
Да уж, очень вредная метода. До сих пор её плоды из себя выковыриваю. В детстве, с семи лет меня воспитывала бабушка. Не помню запреты это были или нет, но только помню, что в каждую секунду она была раздражена и недовольна всем и всеми. На мне, как на самой маленькой самоутверждалось ее самолюбие. Я огрызалась, обижалась, ненавидела, но в итоге результат один - социофобия, боюсь совершить ошибку, опозориться на публике. А моя мама, наоборот сильная и уверенная в себе, воин, как в статье написано, хотя бабушка и её тоже воспитывала.

Материалы по теме:

Картинка к "Чисто поле, лес густой: естественное воспитание"
01 янв. 2006 г.
В этой модели основная задача родителей убрать воспитание как таковое: по возможности убрать любые правила, наставления, назидания и запреты. Здесь родители убеждены, что дети имеют право быть свободными, и если им можно что-то разрешить, то давайте разрешим: дети важнее, мы их любим.
2Подробнее →
Картинка к "Дисциплинарный подход в воспитании"
01 окт. 2022 г.
Дисциплинарный подход основывается на следующих принципах: для всех есть общие правила, за невыполнение правил и договоренностей следуют санкции. 
Картинка к "Как подростка превращать в мужчину"
16 мар. 2015 г.
Я понял, что можно воспитывать сына без запретов и наказаний, главное передавать желаемую свободу подростку вместе с ответственностью.
Картинка к "Капризный ребенок. Пример работы психолога"
01 окт. 2022 г.
- Я просто не знаю, как себя вести. До двух лет мы жили спокойно. Она все понимала. Я скажу - она сделает. А теперь... Я говорю: «Подними игрушку», - а она еще и другую на пол бросит. Я говорю: «Нельзя книги рвать», - так она дождется, пока я из комнаты уйду, достанет их из шкафа и порвет в мелкие клочки. Начинаешь наказывать - орет как резаная, на пол кидается. Кухонный стол новый маркером разрисовала - бабушку чуть удар не хватил. У мужа со стола схватила какую-то важную бумагу - скомкала. И ведь знает же, что нельзя. Все равно...
Картинка к "Казарменный стиль воспитания"
01 окт. 2022 г.
Основанное на дисциплине воспитание, осуществляемое воспитателем преимущественно грубыми негативными методами.
Картинка к "Минное поле в тумане: педагогическая шизофрения"
01 янв. 2006 г.
В этой модели воспитания ребенок окружен большим количеством как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда и как будешь за это наказан - неизвестно. Мама кричит: "Здесь нельзя бегать, не бегай!", но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает.
Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Центральный вопрос разных моделей воспитания - вопрос о запретах и предписаниях. Сколько должно быть запретов, каких, насколько они обязательны? Что могут и должны предписывать предписания, а где оставлять детям возможность выбора, оставлять свободу? Идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому ребенку - нет, но есть модели более проблемные, есть спорные, а есть достаточно удачные. Перечислим и откомментируем основные модели...;;
Картинка к "Просторный дом: мир разумных ограничений"
01 окт. 2022 г.
​В этой модели два важных пункта: четкость запретов и пространство свободы. Первое - свобода. Здесь родители стремятся к тому, чтобы ребенок жил в пространстве свободы. имел возможности свободно играть, пробовать и баловаться. Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов - тем лучше. Запреты здесь скорее - вынужденная мера. Запреты - здесь заранее известны, их все знают, все понятно, они много раз проговорены и часто записаны, сверх этого ничего нет, и пока ты их не нарушаешь, мы тебя всегда любим.
Картинка к "Просторный дом с линией развития"
01 янв. 2006 г.
Основа этой модели - подход "Просторный дом". Напомним две его основных пункта: четкость запретов и пространство свободы. Здесь родители стремятся к тому, чтобы ребенок жил в пространстве свободы, имел возможности свободно играть, пробовать и баловаться. Дом большой, воздуха много, пожалуйста, бегай, резвись – мы тебя любим.