Чисто поле, лес густой: естественное воспитание
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В этой модели основная задача родителей убрать воспитание как таковое: по возможности убрать любые правила, наставления, назидания и запреты. Здесь родители убеждены, что воспитывать нужно только собственным примером, при этом дети имеют право быть свободными. Если детям можно что-то разрешить, то давайте разрешим: дети важнее, мы их любим.
Если дети, играя, что поломают — не страшно, дети важнее вещей. Дети могут прийти, когда хочешь, телевизор — пожалуйста смотри; драться — можно, только драку по возможности давайте переводить в борьбу.
Это не совсем вседозволенность, но на уровне здравого смысла работает принцип «Чем меньше запретов, тем лучше». Понятно, что родители все равно учат ребенка тому, что жизненно необходимо, что сохранит жизнь ребенку и окружающим («со спичками, ножом и топорами дети не балуются»), однако в идеале все социальные запреты в этой модели должны быть убраны. Ребенок на воле, как в чистом поле.
При этом, в отличие от попустительства, где воспитательные воздействия отсутствуют как таковые, в этой модели воспитательный процесс осуществляется через столкновение ребенка с естественными, природными ограничениями. Вместо запретов родители устраивают столкновение с реальностью.
Они не говорят «я тебя не пущу без шапки», а пошел без шапки — уши отморозил — кто виноват? А чего не слушал? Не захотел поесть, а кто тебя потом в дороге накормит? Другой раз слушайся. Сказано было перед дорогой сходить в туалет, он не сходил, а потом ноет. Пожалуйста, потерпи, родной. Уже борись не со мной, а с реальностью. Маму и папу нужно слушаться не потому что они такие вредные, а потому что они тебе рассказывают, что жизнь такая.
В этой модели есть две разновидности, которые условно можно назвать «По-честному» и «По Жан-Жаку Руссо». В варианте «По-честному» ребенок воспитывается только на тех жизненных обстоятельствах, которые сложились естественным образом. А не сложились — то и не воспитывается. В варианте «По Жан-Жаку Руссо» природные ограничения взрослыми создаются по необходимости искусственно, чтобы ребенок был более готов к жизни и умел справляться со всеми необходимыми жизненными трудностями. Кроме того, управляя ситуацией, можно давать ребенку жизненные уроки без нотаций, когда ребенок доходит до всего «как бы сам». И если родители люди творческие, то по факту ребенок ими активно воспитывается, просто не прямо, а через столкновение с умело подобранными учебными ситуациями. При старании и некоторой ловкости родители могут получить чудесные результаты. Здесь родители заботятся не о том, чтобы на ребенка ничего не давило, а чтобы ребенок никогда не чувствовал давления со стороны родителей. Ребенку ничего не запрещают, просто в результате будет все так, как хочет воспитатель. Принуждение взрослых не исчезает, но родители стараются, чтобы ребенок его не ощущал, не почувствовал.
Каков результат такого воспитания? Как всегда, очень разный, иногда отличный, иногда проблемный. Сильная сторона та, что воспитанные в таком подходе дети — люди уверенные и реалистичные, знакомые с жизнью, точнее — с природной жизнью. Отсюда возможные проблемы: дети не очень социализированы, не привыкли к запретам, и в обычной школе после такого домашнего воспитания им трудно.
Учитель не разрешает им во время урока выйти из класса, а они не понимают: а что, разве им кто-то может что-то запрещать? Они со стенами привыкли считаться: стена стоит, она каменная и они ее уважают. А запреты от людей им непонятны: «Почему нельзя выйти из класса, если я устал? Я же вернусь и никому не мешаю!» Такие дети не понимают, что такое социальные запреты, любые запреты вызывают у них протест: трудно им, трудно с ними.
Как обычно, результат воспитания более всего зависит от искусства и здравого смысла воспитателя, и в умелых руках модель «Чисто поле: свободное воспитание» дает отличные результаты.