Минное поле в тумане: педагогическая шизофрения

01 января 2006 г. в 07:32

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

В этой модели воспитания ребенок окружен большим количеством как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда и как будешь за это наказан — неизвестно.

Мама кричит: «Здесь нельзя бегать, не бегай!», но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает. 

Сказано «ляжешь сегодня раньше всех», а потом не укладывают; «быстро иди сюда, а то накажу» — во-первых, ребенок не идет, во-вторых, его не наказывают; «мой руки» — он не помыл, все равно сел за стол, ему все разрешили. 

Фильм «Майор Пэйн»

Это какой-то удивительный мир, где тебе все запрещают, но если напрячься и не послушаться, то на самом деле все можно. Когда-то накажут, но когда — неизвестно. Полный «советский союз»: все запрещают, на самом деле все можно, и выборочно кого-то расстреливают, но никогда не догадаешься, когда это будет и за что. За все можно расстрелять, но по какому принципу это происходит — непонятно. В такой обстановке ребенок живет как будто в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие вещи и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают — но если протянуть руку или пройти сквозь них — их нет.

Однако в этом туманном пространстве нередко вдруг происходят взрывы: когда у родителей не выдерживают нервы, они неожиданно вспыхивают, начинают кричать, орать, могут шлепнуть, дернуть, правда что-то запретить — но потом взрыв стихает, и далее туман до следующей непредсказуемой вспышки и очередного взрыва.

Каков результат нахождения ребенка в таком странном и туманном мире? У всех детей вырабатывается неуважение к запретам и полная дезориентация, что можно и что нельзя. Действительно, детям сказали «нельзя», а никто на это внимание не обращает и все все делают, а ты, если послушался этого «нельзя», как дурак последний ходишь с чистыми ушами, а все остальные нормальные.

Что касается становления характера, то здесь многое зависит от личности ребенка. Активные и сообразительные дети в такой ситуации учатся хитрить и изворачиваться, учатся врать и не слушаться взрослых. У менее сообразительных детей от этой педагогической шизофрении возникает низкая самооценка, апатия и растерянность, дети становятся нервными — и от неожиданных родительских взрывов, и от ситуации полной неопределенности, когда ни на что нельзя положиться.

Нужны рекомендации? Выберите себе более подходящую модель воспитания и приучите себя ее реализовывать. Варианты на выбор: «Чисто поле, лес густой: естественное воспитание», «Просторный дом: мир разумных ограничений», «Просторный дом с линией развития», «Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание».

  • Модели воспитания ребенка
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (4):

Гость, 03 января 2014 г. в 23:20
А как же выкарабкиваться из этой ситуации?
Гость, 21 мая 2014 г. в 23:04
Я запуталась в терминах.
Игорь, 28 января 2016 г. в 18:46
Как раз так меня воспитывали....
Гость, 16 апреля 2019 г. в 11:40

Я даже не знаю людей, которых воспитывали бы иначе.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Чисто поле, лес густой: естественное воспитание
В этой модели основная задача родителей убрать воспитание как таковое.
17 июн. 2016 г.
Как подготовиться к родительству
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой. 
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания: запреты и предписания
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
01 окт. 2022 г.
Просторный дом: мир разумных ограничений
Устанавливая запрет, родители думают, насколько он необходим и понятен для ребенка.
01 янв. 2006 г.
Просторный дом с линией развития
Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов — тем лучше.
01 янв. 2006 г.
Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание
Данная модель воспитания ставит задачу жестко регламентировать жизнь и поведение ребенка.