Просторный дом с линией развития

01 января 2006 г. в 08:37

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Основа этой модели — подход «Просторный дом». Напомним два его основных пункта: четкость запретов и пространство свободы.

Здесь родители стремятся к тому, чтобы ребенок жил в пространстве свободы, имел возможности свободно играть, пробовать и баловаться. Дом большой, воздуха много, пожалуйста, бегай, резвись — мы тебя любим. Славно, когда все чувствуют, что многое можно решать самостоятельно, пожалуйста, действуй как хочешь, никто тебя ругать не будет, все любят и уважают друг друга. Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов — тем лучше. Но разумные запреты здесь есть: мы приличные люди, вовремя ложимся, руки моем, матом не ругаемся, палками не деремся, уроки делаем.

Фильм «Железная леди»
Фильм «Рокки Бальбоа»

Чем же этот подход отличается от модели «Просторный дом»? Двумя вещами: здесь появляется «красная линия» и здесь появляется «Солнышко». «Солнышко» здесь олицетворяет жизненные и семейные ценности: детям рассказывают, что является правильным, важным, дорогим, настоящим, ради чего стоит нам всем жить.

Наивно думать, что до высоких жизненных ценностей дети дойдут самостоятельно: возможно, к концу жизни дойдут, но человечество их вырабатывало не одну тысячу лет. Жизненные ценности — транслируются окружением, и если свои ценности нашим детям не транслируем мы, нашим детям другие ценности достаточно быстро сформирует телевизор, интернет и школьные приятели. Ваш выбор?

Родители, у которых есть ясные ценности, считают своей обязанностью рассказывать, что им дорого, во что они верят, что такое жить по-человечески. Мы имеем право не молчать, а рассказывать нашим детям, каких людей и за что мы ценим, какими мы сами хотим быть, к чему мы воспитываем себя и хотели бы воспитать своих детей, какими детьми мы хотим гордиться. Свободные родители имеют право говорить о том, что им в жизни дорого, а свободные дети имеют право слышать, что важно их родителям. Это — наши ценности, наши идеалы, это — солнце, которое освещает нам наш путь.

Здесь у воспитателей есть представление куда жить. У них есть четкие ценности, которые они не боятся транслировать. Например, честность, а не как удобно, дисциплина, а не как получится. И сотрудничество, а не думать только о себе.

Вторая определяющая черта этой модели — наличие «Красной линии». Красная линия — это обозначение пути, ведущего к ценностям. В отличие от модели просторного дома без красной черты, где родители избегают прямо учить своих детей, здесь родители себе это разрешают: родители ведут детей по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. В отличие от родителей, которые полагаются только на свободный выбор детей, здесь родители советуют, рекомендуют, наставляют, а когда-то, если это необходимо, определяют жизненные выборы детей.

Идти не за всеми, а присматриваться к своим особенностям. Не лениться, а работать. Не опускать руки, а верить в себя. Не трусить, не сдаваться и ставить самые цели. Не вестись, а вырабатывать в себе черты лидера. И всегда думать головой, а не как придется.

Начиная с элементарных вещей: устраивать детям домашнее обучение или отдавать их в школу, в какую школу и так далее. Здесь родители смотрят, с кем их дети дружат, на какие сайты ходят, сколько в принципе сидят в Интернете — и поправляют ситуацию, когда считают это необходимым. Это наши дети, это наш дом и наша территория, и мы имеем право рекомендовать нашим детям не только общее направление, но и конкретный путь. Если родители отдали процесс развития своих детей в руки детей, они не могут отвечать за результат. Они становятся — безответственными родителями. Если же родители берут ответственность за результат воспитания, они должны брать процесс в свои руки, оказываться рядом с ребенком везде, где это необходимо, и добиваться того, чтобы каждый выбор ребенка был наилучшим.


Мягкое и понимающее отношение к детям — по результатам самое жесткое и не бережное, поскольку вы разрешаете им лень и слабость. Хотите о детях заботиться — будьте к ним требовательнее и жестче.

Красная линия, линия развития — это не узкий коридор и не железные рукавицы, это мягкое, но предельно внимательное управление жизнью ребенка. В просторе такого дома, в поле такой свободы есть не только игрушки, которые привлекают детей, тут есть наша линия жизни и наш образ жизни, обозначение «как принято у нас жить по-человечески». Если ты уклонился с этой линии — тебя не ругают, но тебя на эту линию зовут, тебя к этой линии приучают. Здесь ты можешь не послушаться, но тебе всегда расскажут, что «в нашей семье мы так хотим жить, мы так выбираем жить. Как разговаривать друг с другом? Вот так лучше…» Ты не нарушитель, но ты можешь сделать лучше. Если ты можешь сделать лучше — мы тебе расскажем, как сделать лучше, и мы поможем тебе, чтобы ты делал так, как лучше. Мы будем тебя подталкивать, мы будем тебя вести по этому пути.

В такой семье есть правильный путь, и те, кто ему следуют, становятся путевыми. Они привыкают, что воспитание — это естественно, они привыкают учиться у того, кто более компетентный и приучаются воспитывать себя сами. А это дорогого стоит!

Результат подобного воспитания: дети свободны, социализированы, имеют наши ценности и развиты по максимуму. Наши ценности потому, что мы не ждали, пока они сформируются картинками из ВКонтакте и телевизионными сериалами, и развиты по максимуму, потому что у нас принято жить не лениво, а собрано, потому что мы помогали нашим детям жить не средненько, а по максимуму. Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Модели воспитания ребенка
  • Воспитание детей

Комментарии (7):

Гость, 17 декабря 2013 г. в 00:56
Замечательная статья и вообще статьи о воспитании детей. Спасибо за Ваш труд!
Гость, 28 декабря 2013 г. в 22:49
Трудно, но возможно. У меня четверо детей. В садик мы принципиально не ходим, телевизора дома нет. Так как я не работаю, могу себе позволить заниматься детьми. Иногда мне советуют отдать детей в садик, так якобы легче. Нет, спасибо. Не для того рожаем, чтобы чужие тети их учили. Но нужно запастись терпением.
2 ответа
Лаврентий, 20 апреля 2015 г. в 11:11
Побольше бы таких родителей, как вы.
Гость, 13 мая 2017 г. в 06:53
Детский сад для многих сегодня необходимость. Нужно работать, чтобы жить. А сидеть дома и растить детей без зарплаты - это из области фантастики. Деньги из воздуха не появляются.
Татьяна, 10 сентября 2015 г. в 10:30
Для меня - очень полезная статья. Жаль, раньше не наткнулась на нее! Старшая дочь уже выросла, столько потеряно.
Роберт Ли, 10 сентября 2015 г. в 22:50
Статья актуальна , как никогда. В информационную эпоху вокруг одни воспитатели: нам навязывают потребление, которое нам не нужно, лечение, лекарства, моду, сигареты и выпивку. И не только это, но и ценности, и убеждения, чуждые для человека и общества. Поэтому воспитание надо брать только в свои руки. Полностью разделяю Ваши взгляды. Спасибо Вам, Николай Иванович, за статью!
1 ответ
Гость, 27 апреля 2020 г. в 03:31

Иногда ребёнок, видя навязанную моду, может протестовать против родителя, и доходить в своём протесте до жёстких дивиантных форм. Разве что на необитаемый остров увозить, но ребёнку нужны сверстники. Я пытаюсь уважительно принимать разность ценностей. Типа у нас такие, у них такие, и это норма. Наши надо блюсти, их уважать, и свои защищать. Но увы, она протестует вовсю. Общество сильнее.

Материалы по теме:

Картинка к "Хочу отдать ребенка в четыре кружка. Выдержит?"
24 дек. 2020 г.
Насильно впихивать в ребенка интересы не получится.
0Подробнее →
Картинка к "Чисто поле, лес густой: естественное воспитание"
01 янв. 2006 г.
В этой модели основная задача родителей убрать воспитание как таковое.
Картинка к "Как подготовиться к родительству"
17 июн. 2016 г.
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой. — Вы иногда публично говорите о том, что сейчас вам хватает мастерства оценить личность даже по фотографии. Можете ли вы, просто взглянув на фотопортрет человека, понять, какое у него было детство? — А какая разница? Важно, каков человек сейчас. Знать прошлое — это под какую задачу? Исследование Дэвида Майерса, изложенное в его учебнике социальной психологии, показало, что события раннего детства практически никакого воздействия на жизнь человека не оказывают, за исключением тех случаев, когда некто верит в это определяющее воздействие, помнит или сочиняет события детства, пережевывает это в сознании чуть ли не ежедневно.
Картинка к "Минное поле в тумане: педагогическая шизофрения"
01 янв. 2006 г.
Ребенок окружен большим количеством таких запретов, которые можно нарушать.
Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
Картинка к "Просторный дом: мир разумных ограничений"
01 окт. 2022 г.
Устанавливая запрет, родители думают, насколько он необходим и понятен для ребенка.
Картинка к "Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание"
01 янв. 2006 г.
Данная модель воспитания ставит задачу жестко регламентировать жизнь и поведение ребенка.