Запрет
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Запрет — линия, что делать нет права, не разрешено, нельзя. Негативный вариант требования.
Строгий запрет — то что переступать нельзя категорически (необсуждаемо), ни при каких условиях, за что будет серьезное наказание. Переступить строгий запрет — преступление, а тот кто переступил — преступник.
Запретительный подход: «Все, что не разрешено — запрещено». Разрешительный подход: «Разрешено все, что не запрещено».
Запреты не нравятся людям тогда, когда они ограничивают их, но очень радуют, когда запреты обегают их от неправомерных действий других людей. Разумные запреты — нужны и необходимы.
Чтобы запреты соблюдались, их должно быть немного, но они должны быть строгие. Это как просторный дом с крепкими стенами. Стена — запрет сюда ходить, но ведь и опора.
Чаще, к сожалению, многочисленность запретов компенсируется необязательностью их соблюдения. Это похоже на тесную каморку с бумажными стенами — их прорывают и выходят на свободу.
Лучше, когда запреты понятные. Понятный запрет реже вызывает протест, его проще объяснить и проще упомнить. Если понятно, что входит в запрет, почему и для чего он такой, запрет будет чаще выполнять.
И всегда удобнее, когда запреты стабильны. Если запреты каждый день меняются, их начинают нарушать просто по незнанию или в силу отсутствия привычки такие запреты соблюдать. Напротив того, к стабильным запретам люди достаточно быстро привыкают и уже не воспринимают как ограничение или препятствие.
Никто же сильно не переживают по поводу ограничений, которые устраивают им каждый день в их собственном доме — стены дома? Стены запрещают ходить как попало, но мы к ним привыки и спокойно ходим в рамких их ограничений.
Запреты — средство из арсенала Силовика. Когда стоит пользоваться запретами? Людям с низкой культурой оправданнее запрещать. Людей среднего уровня — разумнее вовлекать через игру, желание и интерес. Высокого уровня — заинтересовывать смыслом.
Запреты в воспитании детей
Устанавливая запреты в воспитании детей, стоит познакомиться с концепцией моделей воспитания. Педагогическая шизофрений, когда одновременно и все запрещено, и все возможно — самая неблагополучная воспитательная ситуация. Многих привлекает модель свободного воспитания, но наиболее оптимальной моделью (хотя и не самой простой) является модель «Просторный дом с линией развития».