Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении
Когнитивно-бихевиоральное направление сложилось из двух, ранее отличных друг от друга, подходов. Коротко о них:
Поведенческий подход (бихевиоральная терапия).
Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. См.→
Когнитивный подход (рациональная терапия).
Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ. См.→
Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении
Терапевты, психологи и тренеры, работающие в когнитивно-бихевиоральном направлении,
- не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: более поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а более когнитивные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
- смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления. См.→
- дают свои пациентам домашние задания, с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии.
- оказывают предпочтение практическому подходу без спекулятивных представлений (фрейдизм, трансперсональная психология, психосинтез)
Когнитивно-поведенческие терапевты, как и их предшественники, не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств, не стремятся проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению. Если больной приходит к врачу с переломом кости, в задачу врача входит его исправление, а не изучение условий, которые привели к нему.
Задача терапевта бихевиорального (когнитивно-бихевиорального) направления изменить неустраивающее человека поведение. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации - по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии
Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления
Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:
- когнитивная терапия Аарона Бека
- консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
- мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
- психолингвистический метод Геннадия Шичко
- рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
- социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
- терапия поведением Михаила Покрасса
Смотри →