Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления
Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:
Аарон Бек (1967), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях: 1) негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и предоставляет некоторый опыт, который приносит удовольствие большинству людей; 2) безнадежность в отношении будущего: депрессивный пациент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события; 3) сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный пациент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным. Бек составил поведенческую терапевтическую программу, где используются самоконтроль, ролевая игра, моделирование, домашние задания и др.
- консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
- мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
- психолингвистический метод Геннадия Шичко
- РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
Тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. «Вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал — это несчастье, которое указывает на вашу неспособность». Нужно идентифицировать эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику. Много внимания уделяется поведенческим техникам, в том числе домашним заданиям.
- социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
- терапия поведением Михаила Покрасса