Психосинтез как метод психотерапии
ПÑихоÑинтез — динамичеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ†ÐµÐ¿Ñ†Ð¸Ñ Ð¿ÑихичеÑкой жизни человека, Ñ€Ð°Ð·Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÑнÑким пÑихологом Роберто ÐÑÑаджиоли. ПÑихоÑинтез отноÑитÑÑ Ðº транÑперÑональной пÑихологии.
ПÑихоÑинтез иÑпользуетÑÑ ÐºÐ°Ðº метод пÑихотерапии пÑихоÑоматичеÑких раÑÑтройÑтв в первую очередь тогда, когда их причиной ÑвлÑетÑÑ Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¸Ð¹ и Ñложный конфликт между различными группами Ñознательных и беÑÑознательных Ñил пациента или же когда они проиÑходÑÑ‚ в результате глубинных и мучительных кризиÑов. Ð’ поÑледнем Ñлучае Ñами пациенты не вÑегда оÑознают или правильно оценивают проиÑходÑщие в них процеÑÑÑ‹.
Ключевым в пÑихоÑинтезе ÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ñтие «ÑубличноÑти».
Работа Ñ ÑубличноÑÑ‚Ñми ÑоÑтоит из Ñледующих Ñтапов (Руффлер, 1998):
- ОÑознание и раÑпознавание.
- ПринÑтие.
- ÐšÐ¾Ð¾Ñ€Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ транÑформациÑ.
- ИнтеграциÑ.
- Синтез.
ОÑновными задачами пÑихоÑинтеза, по ÐÑÑаджиоли, ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ:
- поÑтижение Ñвоего иÑтинного (выÑшего) Я,
- поÑтижение на оÑновании Ñтого внутренней гармонии и
- налаживание адекватных отношений Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ð¸Ð¼ миром, в том чиÑле и Ñ Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¼Ð¸ людьми.
Ð¦ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð° человечеÑкой жизни — неÑвобода, кажущаÑÑÑ Â«Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñть» (Я — личноÑтное, не оÑознающее и отрицающее ÑущеÑтвование другого Я — иÑтинного, приÑутÑтвующего Ñкрыто, не поддающегоÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑредÑтвенному оÑознанию). Ðа Ñамом деле Я едино. ДоÑтичь внутренней гармоничеÑкой целоÑтноÑти, иÑтинной реализации Ñвоего Я и добрых отношений Ñ Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¼Ð¸ можно через Ñледующие Ñтапы:
- Глубокое познание Ñвоей личноÑти — иÑÑледование низшего беÑÑознательного, затем — Ñреднего и выÑшего (пÑихоанализ), открытие иÑтинных призваний, неизвеÑтных возможноÑтей, которые были ранее подавлены.
- Умение управлÑÑ‚ÑŒ различными Ñлементами личноÑти (метод дезиндентификации), ÑоÑтоÑщий в дезинтеграции выÑвленных вредных образов или комплекÑов (атак беÑÑознательного) и управлении и иÑпользовании выÑвободившейÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼ образом Ñнергии. Ðами управлÑет вÑе, Ñ Ñ‡ÐµÐ¼ мы ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¶Ð´ÐµÑтвлÑем, и мы можем управлÑÑ‚ÑŒ вÑем, Ñ Ñ‡ÐµÐ¼ мы ÑÐµÐ±Ñ Ð´ÐµÐ·Ð¸Ð½Ð´ÐµÐ½Ñ‚Ð¸Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ñ€ÑƒÐµÐ¼.
- Познание Ñвоего иÑтинного Я — открытие или Ñоздание объединÑющего центра, чтобы раÑширить Ñознание Ñвоей личноÑти до оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñвоего Я (двигаÑÑÑŒ по лучу Ñвета, проÑледить его направление до Ñамого иÑточника Ñвета и объединить низшее и выÑшее Я). При иÑпользовании ÑоответÑтвующих активных техник или еÑтеÑтвенном внутреннем роÑте каждый Ñтап ÑвÑзан Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ идентификацией. Ðапример, человек Ñоздает идеал Ñвоей личноÑти, ÑоответÑтвующий его маÑштабам, Ñтапу внутреннего Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð¸ пÑихологичеÑкому типу, и таким образом делает Ñтот идеал доÑтижимым. («Идеал — художник, реализующий ÑÐµÐ±Ñ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· Ñоздание прекраÑного»). Идеальные модели затрагивают оÑновные Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ð¸Ð¼ миром и другими людьми, идет Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ†Ð¸Ñ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½ÐµÐ³Ð¾ мира вовне — человек не терÑет ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¾ внешнем объекте, но в какой-то Ñтепени оÑвобождаетÑÑ Ð¾Ñ‚ ÑгоиÑтичеÑких интереÑов и внутренней ограниченноÑти; он реализует ÑÐµÐ±Ñ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· внешний идеал, какую-то внешнюю Ñуть. Ðта внешнÑÑ Ñуть — не прÑмой путь к выÑшему Я, но иÑÑ‚Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ° ÑоприкоÑÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð½Ð¸Ð¼, ÑвÑзующее звено между человеком и его выÑшим Я, которое отражаетÑÑ Ð²Ð¾ внешнем объекте и ÑвлÑетÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñимволом.
- ПÑихоÑинтез — формирование или реконÑÑ‚Ñ€ÑƒÐºÑ†Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ³ Ñозданного нового центра новой личноÑти, которой приÑущи ÑоглаÑованноÑÑ‚ÑŒ, организованноÑÑ‚ÑŒ и единÑтво.
ПроцеÑÑ Ð¿ÑихоÑинтеза можно уÑловно разделить на неÑколько Ñтапов.
- Выбор новой личноÑти, к которой мы ÑтремимÑÑ. Мы должны мыÑленно предÑтавить Ñебе Ñту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»Ð¸Ñтичной, а потому доÑтижимой. Ð’Ñе многообразие «идеальных моделей» обычно можно ÑвеÑти к двум оÑновным группам. К первой группе отноÑÑÑ‚ÑÑ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ñ‹, олицетворÑющие внутреннее гармоничеÑкое развитие, духовное ÑовершенÑтво. Такие модели более актуальны Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð²ÐµÑ€Ñ‚Ð¾Ð². Ð’Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° образов олицетворÑет ÑовершенÑтво в определенной Ñфере деÑтельноÑти (ученый, бизнеÑмен, политик и Ñ‚. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают ÑкÑтраверты. Главное, чтобы Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð°Ð»ÑŒÐ½ÐµÐ¹ÑˆÐµÐ³Ð¾ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒÂ» была ÑоглаÑована Ñ ÐµÑтеÑтвенным ходом Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÑобÑтвенной личноÑти. Ð’ результате пÑихоÑинтеза можно Ñтать лучше, Ñовершеннее, но Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ñтать Ñвоим антиподом.
- ИÑпользование вÑех имеющихÑÑ Ð² раÑпорÑжении Ñнергий. К ним ÐÑÑаджиоли отноÑит прежде вÑего Ñилы, выÑвобождающиеÑÑ Ð² процеÑÑе анализа, в том чиÑле в процеÑÑе «выÑвобождениÑ» беÑÑознательных комплекÑов, и уÑÑ‚Ñ€ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº гармонии, идеалу, приÑутÑтвующие на разных пÑихологичеÑких уровнÑÑ… пациента и до конца не оÑознанные. Ð”Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾ чтобы иÑпользовать Ñнергию беÑÑознательного, ее необходимо направить в нужное руÑло, превратить во что-то иное, «транÑмутировать».
- Развитие недоÑтающих (или недоÑтаточно развитых) Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ модели» Ñлементов личноÑти. Формирование новых качеÑтв оÑущеÑтвлÑетÑÑ Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð¾Ñновными путÑми: Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð²Ð½ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ ÑиÑтематичеÑкой тренировки недоÑтаточно развитых пÑихичеÑких функций, таких, например, как памÑÑ‚ÑŒ, воображение, чувÑтва Ñ‚. п.
- ÐšÐ¾Ð¾Ñ€Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ Ñоподчинение различных Ñлементов пÑихики, оÑознание гармоничеÑкой целоÑтной Ñтруктуры личноÑти. Ðто можно Ñравнить Ñ Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€Ñ‡ÐµÑким объединением (Ñинтезом) отдельных звуков, цель которого — Ð³Ð°Ñ€Ð¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°.
Более подробно Ñ Ñ‚ÐµÐ¾Ñ€ÐµÑ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑкими положениÑми пÑихоÑинтеза можно ознакомитьÑÑ Ð² работах (ÐÑÑаджиоли, 1992, 1994; ЙоуменÑ, 1989; Руффлер, 1998; Рейнуоттер, 1996; Фер-руччи, 1972; Firman, 1991; Rowan, 1990).
Техники, иÑпользуемые в ПÑихоÑинтезе
Смотри ПÑихоÑинтез: иÑпользуемые техники